Восстановить традиции предков, помочь городу сохранить его исторический облик и культурную ценность прошедших эпох стало возможным благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, рассказал исполнительный директор Лебедянского фонда культуры Валерий Акимов.
Он отметил, что Лебедянь издревле славилась деревянным кружевом своих домов, а ведь исторический центр города состоит именно из старинных зданий, сохранившихся с XIX века. Только вот дерево - материал недолговечный, поэтому реставрация, ремонт, создание новых наличников в Лебедяни когда-то было одним из самых распространенных ремесел.
"Сейчас мастеров, которые могли бы заняться восстановлением деревянных наличников, у нас нет. Единственный выход - заменить наличники на современные или вовсе обходиться без них. Однако - это целый пласт нашей культуры, наука, которая сейчас совершенно забыта, утрачена. Хотелось бы это сохранить, познакомить с этим молодежь", - рассказал Акимов.
В настоящее время идет переоборудование имеющихся помещений под мастерские: закупаются инструменты, местная школа пожертвовала будущему центру столярного мастерства верстаки, а местные жители уже собирают с домов, предназначенных под снос, уникальные лебедянские наличники.
По словам мастера скульптурной резьбы по дереву Александра Коновалова, деревянные наличники, резные ветровые доски и балясины появились на Руси еще в XVIII веке. Тогда они имели не только декоративную функцию, на них зачастую вырезались стилизованные защитные обереги, знания о которых остались еще со времен язычества. В мастерской собираются не только бесплатно восстанавливать те элементы деревянного зодчества, которые могут принести жители старых домов, но и делать новые по лекалам именно "лебедянского искусства".
Занятия для детей и взрослых стартуют с началом нового учебного года. Работать со всеми желающими будут не только мастера-столяры, но и историки, и археологи, и архитекторы, которые погрузят учеников в атмосферу и быт расцвета деревянного зодчества, расскажут интересные факты об истории родного края.