Бойцы Красной армии освободили город в рамках "четвертого сталинского удара" или Выборгско-Петрозаводской наступательной операции. Ее основной целью было очистить Карельский перешеек и северо-западные территории СССР от нацистских захватчиков и полностью восстановить довоенные границы Карело-Финской ССР.
После освобождения Выборга и прорыва "зубов дракона" - заградительной противотанковой и противопехотной линии Маннергейма, советские войска, 7-ая армия с юга и 32-ая - с севера, продолжили продвижение к Петрозаводску. В наступлении приняло участие около 180 тысяч пехотинцев, четыре тысячи артиллерийских орудий и минометов, 223 танка, в том числе, амфибии, и 854 самолета.
На их пути лежала река Свирь и край, изобиловавший озерами и болотами. Тем не менее, армии под командованием генерала Кирилла Мерецкова при поддержке Ладожской и Онежской военных флотилий начали форсировать Свирь, на которой прочно заняли оборону финны. Командующие Красной армией знали, что прорыв обороны на реке откроет им дорогу на Петрозаводск и позволит добить противника.
Выборгская операцияВ ход пошла военная хитрость. 21 июня двенадцать человек, воинов-добровольцев, осуществили отвлекающий маневр, спустив на реку многочисленные плоты с куклами-солдатами и начав обстрел финских позиций. Финны поддались на провокацию, открыли огонь по муляжам, чем отвлекли свои основные артиллерийские силы.
Тем временем на их оборонительные позиции был совершен массированный авианалет, после чего в атаку пошла советская пехота. В течение суток Красная армия переправила на северный берег Свири четыре стрелковые дивизии, полк плавающих танков и батальон автомобилей-амфибий, проложила несколько паромных переправ. Финны оказались деморализованы и принялись спешно отступать.
По словам российского военного писателя и публициста, руководителя военного музея Карельского перешейка Баира Иринчеева, фельдмаршал Маннергейм обратился к Вермахту с просьбой о военной помощи, понимая, что самостоятельно остановить советские войска не сможет. Помощь он получил, но совершенно не в том объеме, на который рассчитывал.
К этому моменту войска нацистской Германии были уже изрядно потрепаны операцией "Багратион", которая впоследствии привела к уничтожению практически всей группы немецких войск "Центр", а параллельно в Нормандии высадились войска союзников и создали наступательные плацдармы.
Уже к 23 июня Красная армия подошла ко второй линии обороны и спустя двое суток ожесточенных боев полностью сломила сопротивление финнов и освободила город Олонец. Советские солдаты вышли к пригородам Петрозаводска с трех сторон. Армии надвигались с юга и севера, а с запада подходила Онежская военная флотилия. Стоит отметить, что красноармейцы с невероятной точностью наносили удары в тыл и по флангам противника, применяя тактику высадки небольших речных и озерных десантов.
Основательно измотав финнов, заставив их части спешно отступать от Петрозаводска с угрозой окружения, 28 июня советские войска вошли в город.
Освобождение ПетрозаводскаДаже воины-освободители, прошедшие всю войну, были поражены увиденным. По свидетельствам бойцов Красной армии, войдя в город они застали горящие дома, пристани, хозяйственные постройки и не увидели ни одного человека. Улицы были абсолютно безлюдны, и только спустя сутки из подвалов и других укрытий начали выбираться люди. Они бежали к пирсам, на которых высаживались моряки флотилии.
"Мы увидели множество людей, которые бежали в сторону порта, к горящему пирсу… Нас обнимали, целовали, дарили цветы. Стоявшие у пирса катера были засыпаны живыми цветами. Каждый стремился хотя бы дотронуться до нас и убедиться, что все это не сон…", - написал в своих воспоминаниях один из советских военных лейтенант Капустин.
Такое отношение к освободителям было не удивительно, ведь оккупация Петрозаводска и Советской Карелии началась в октябре 1941 года. Финский нацистский режим постановил разделить жителей на две категории. Одна - этнические родственные финнам группы: карелы, ингерманландцы и прочие - становились "расово чистыми" гражданами Великой Финляндии. Вторая группа, основную часть которой составляли русские, отправлялась в концлагеря и на принудительные работы по имя Вермахта. Людей в прямом смысле держали как скот: запрягали в повозки и упряжки, заставляя возить тяжести, ежедневно избивали, кормили, если вообще кормили, испорченными продуктами. Норма на человека у оккупантов составляла 300 грамм хлеба из муки с древесной примесью в день и 50 грамм гнилой колбасы на три дня.
Впрочем, в годы финской оккупации голодало все население Карело-Финской ССР. Так, выловленная местными рыба полностью отбиралась для нужд финской армии, а имущество колхозов было конфисковано и отправлено в Финляндию.
Ужасы финских концлагерей превосходили немецкие. Есть свидетельства и записи о том, что всего за полгода - с мая по декабрь 1942 года - в концентрационном лагере №5 умерло 1014 человек. Всех их отвезли и закопали на кладбище "Пески", где общее количество похороненных варьируются от 3,5 до 7,5 тысяч человек.
После освобождения Петрозаводска наступательная операция продолжалась еще два месяца. По ее результатам, 19 сентября 1944 года Финляндия подписала мирное соглашение с СССР и Великобританией и окончательно вышла из войны.