Владимир Челомей родом из города Седлец Привисленского района (сейчас это территория Польши), но большую часть детства провел в Полтаве, куда переехала его семья. По соседству с Челомеями жила правнучка Пушкина и внучатая племянница Гоголя Софья Данилевская. Она научила мальчика играть на фортепиано, он полюбил классическую музыку и литературу. Благодаря ей Челомеи познакомились с писателем, автором "Детей подземелья" Владимиром Короленко, а также знаменитым педагогом Антоном Макаренко. Он устроил маму будущего конструктора Евгению Фоминичну на работу в трудовую колонию, которую возглавлял.
Владимир Челомей был одаренным учеником. В 1932 году он поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института (ранее здесь же учился Сергей Королев). Будучи первокурсником, молодой человек начал работать в филиале НИИ Гражданского воздушного флота техником-конструктором.
Челомей постоянно впитывал новые знания, ходил на разные лекции, прослушал курс по механике и математике в Академии наук УССР, которые давал итальянский ученый Туллио Леви-Чивита. Уже на втором курсе Челомей представил свою первую научную работу. В 1936 году студент выпустил собственное пособие "Векторное исчисление". Всего же во время учебы Владимир опубликовал более 20 научных статей.
В 1937 году Челомей окончил вуз с отличием, в 1939-м защитил кандидатскую диссертацию. Ее темой стала "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций". Одаренного молодого человека приняли в Киевский институт математики Академии наук УССР. И здесь он отличился, став самым молодым сталинским стипендиатом. Ему было 26 лет, а стипендия составила 1500 рублей.
Докторскую диссертацию Челомей защищал дважды, после переезда в Москву. Первая попытка была в 1941 году: он представил комиссии работу "Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя" (ученый плотно работал над изучением этой темы). Но комиссия не смогла ее утвердить из-за начала войны, документы пропали. В итоге, Челомей восстановил свою диссертацию и защитился лишь в 1951-ом. Научные разработки, которые он изложил в работе, используются на практике по сей день.
Во время войны молодой специалист работал над созданием нового пульсирующего ракетно-воздушного двигателя ПуВРД (он получил название "ВЧ", по инициалам конструктора). Возглавил завод № 51 Наркомата авиационной промышленности, выпустил, на базе немецкой трофейной ракеты "Фау" первый советский самолет-снаряд 10Х. После перешел в ОКБ-51, где также работал над двигателями для самолетов. Но потом вмешалась политика: разработки были переданы в Спецбюро-1 под руководством Серго Берии и Павла Куксенко, а сам ОКБ-51 перешло под управление Артема Микояна и его ОКБ-155.
Первая баллистическая ракета дальнего действия "Фау-2"Несколько лет Челомей преподавал в МВТУ имени Баумана. После смерти Сталина в 1953 года ученому снова отдали в управление конструкторское бюро. Он продолжил работу над самолетами-снарядами, занялся проектированием крылатых ракет для ВМФ, решил проблему их запуска с подводных лодок. Первым в мире он предложил внедрить новый принцип - автоматического раскрытия крыла в полете после выхода из пускового контейнера. Идею назвали "гениальной": на одной подлодке умещалось не 2-3, а 8 ракет, процесс запуска занимал минимальное время.
По легенде, будущую разработку Челомей подсмотрел на прогулке у дятла: птица вылетала из дупла со сложенными крыльями и через мгновение расправляла их в полете. За эту разработку конструктор получил первое звание Героя Социалистического труда.
Возглавляемое Челомеем ОКБ-52, которое разместилось в Реутове, стало одним из ключевых в оборонной промышленности СССР. Сейчас это АО "Военно-промышленная корпорация "НПО машиностроения".
После того, как американцы разработали межконтинентальные баллистические ракет наземного базирования "Минитмен", возникла потребность в создании подобного оружия в СССР. За право заняться разработками в стране развернулась "малая гражданская война" между двумя великими конструкторами - Михаилом Янгелем и Владимиром Челомеем. Выиграл последний.
Челомей предложил поместить ракету в герметичную шахту - в таком виде, заправленная, в состоянии боевой готовности, она могла стоять десятки лет, что было стратегически важно. Разработанные им ракеты УР-100 обеспечили ядерный паритет между СССР и США в годы холодной войны. Усовершенствованная "сотка" Челомея до сих пор укрепляет ядерный щит России.
В 1960 году конструктор занялся космическими проектами. Именно он разработал ракету "Протон", которая более полувека остается самой востребованной как в нашей стране, так и в мире. Правительство страны выпустило постановление "О создании мощных ракет-носителей спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах", амбициозную задачу поставили перед ОКБ-52.
Итогом стал комплекс унифицированных ракет УР-100, 200, 500, 700. Название "Протон", которое вошло в мировую историю, для межконтинентальной ракеты УР-500 придумали корреспонденты - по наименованию спутника, который она доставила на орбиту. "Протоны" вывели в космос пилотируемые станции "Салют", базовые блоки комплексов "Мир" и МКС.
Ракета-носитель "Протон-М"А следующая ракета, УР-700 должна была, по замыслу Челомея, стать главным элементом его лунного проекта. Это были грандиозные планы: у него был свой проект корабля, на Луне планировали развернуть базу, добывать гелий-3 для нужд термоядерной энергетики и оборонки. Но существовала еще ракета Н1-Л3, создаваемая под руководством Сергея Королева. Проект Челомея осмеяли все разработчики и вытеснили из лунной программы. Хотя некоторые эксперты до сих пор считают, что УР-700 могла бы помочь СССР определить США в лунной гонке.
Челомей работал над проектом орбитальных станций проекта "Алмаз", с которой предполагалось вести разведку и осуществлять информационное обеспечение для ракетных войск - передавать им с большой точностью местонахождение противника. И по этим координатам производить пуск ракет. Орбитальную станцию в условиях сверхсекретности успешно протестировали в действии.
Космонавтов-разведчиков в отряд, названный "алмазный", набирали из разных войск. В их числе был сын Челомея Сергей - он прошел жесткий отбор на общих основаниях. Одна из тренировок сыграла в его судьбе роковую роль - сложные испытания, проведенные в океане, дали серьезное осложнение на сердце. Он ушел из отряда и умер в 47 лет.
"Алмазных" экспедиций в космос было три, но все они стартовали под другим названием - "Салют". Во время работы над проектом было принято решение передать разработки КБ, которое раньше возглавлял Королев - конструкторы сумели договориться на самом высоком уровне. Для Челомея это стало тяжелейшим ударом. Соратники конструктора назвали это "похищением "Алмаза". А "алмазный" отряд космонавтов расформировали в 1987 году.
В 1970-х годах Челомея завалили проверками. Ряд его проектов закрыли или передали другим конструкторам. Рассказывают, что причина была в министре обороны Дмитрии Устинове, который оппонировал ученому с 50-х годов. Челомею запретили заниматься космическими проектами, за разработку "Протона" ему пригрозили судебными разбирательствами - за якобы растрату государственных средств. Владимир Николаевич отстоял этот проект.
"Наука похожа на сражение, только сражение бескровное, с неясными проблемами природы, с освоением новых физических явлений в жизни. В нем есть цель, преграда, человек, который хочет проникнуть в эту цель", - рассказал Челомей в своем единственном телеинтервью, которое ему разрешили сделать в начале 80-х.
Через год талантливого ученого не стало. Он скончался в 70 лет от сердечного приступа в декабре 1984 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.