Как уточнили в музее, одна пара венцов относится к XVII веку. На мужском есть изображение пятифигурной деисусной композиции (иконы, в центре которой расположен Христос Вседержитель), рядом с которым находятся Богоматерь, святой Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. На тыльной стороне изображен парный образ апостолов Петра и Павла.
На венчальный убор невесты нанесено изображение Богоматери "Оранта". Слева - святой Иоаким и святой равноапостольный царь Константин, справа - святая Анна и святая равноапостольная царица Елена.
Вторая пара венцов была изготовлена позднее - она датирована первой половиной XVIII века. Оба венчальных убора выполнены не в классическом варианте. На мужском венце изображена Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой, слева - образ апостола Иоанна Богослова, справа - Николая Чудотворца.
Традиционный деисус здесь заменен на более сложный вариант - в центре убора нарисована икона "Гостерпиимство Авраама". На тыльную сторону нанесено изображение царя Давида и святой равноапостольной царицы Елены у креста. По словам экспертов, изображение, где соединены два этих образа, встречается очень редко.
Уникален и женский венец. Вместо традиционного образа Богоматери "Знамение" на нем изображена Богоматерь "Казанская". Дважды представлен архангел Гавриил - как отдельная фигура и как часть "Благовещения". Также нарисованная на уборе сцена беседы Марии с Иосифом Обручником - большая редкость.
- Венец - это ритуальный головной убор, имеющий древнее происхождение. Его круглая форма связана с солярной (солнечной) символикой. Она отражает устойчивое представление о цикличности времени, а также обозначает сакральное значение этого предмета. В "Словаре русского языка XI-XVII вв." приведены 11 значений слова "венец", - пояснили в ГИМ.
В Историческом музее хранится крупнейшее в России собрание памятников такого типа.