Митрофан Пятницкий родился в слободе Александровке Бобровского уезда Воронежской губернии в семье священнослужителя. Он был девятым ребенком из 12 детей, родившихся у Пятницких. Отец с детства брал Митрофана с собой в церковь: у мальчика был отличный слух и красивый голос, с детства он любил пение крестьян. Близкие пророчили, что Пятницкий пойдет по стопам отца и станет протодьяконом. Митрофан отучился в церковно-приходской школе и поступил в Воронежское духовное училище.
Будучи студентом, юноша начал изучать сборник русских народных песен и исполнять их. Об этом узнало руководство училища: наставник Пятницкого написал письмо его отцу с требованием наказать сына за неподобающее для будущего духовника увлечение. Слушать молодым людям дозволялось только религиозную музыку. Митрофан был оскорблен тем, что горячо любимая им народная песня была названа "кабацкой". В итоге учебу он бросил - решил не возвращаться в училище после каникул.
Спустя два года Пятницкий снова вернулся в Воронеж. Подрабатывал слесарем, бухгалтером, писарем, учился самостоятельно, чтобы получить аттестат зрелости - одно время он хотел стать учителем, но потом решил посвятить жизнь карьере оперного певца.
В 1896 году Митрофан прошел прослушивание в Московской консерватории - у юноши сохранился красивый сильный голос. Но до учебы не дошло. Пятницкий пережил личную трагедию: незадолго до свадьбы от него ушла невеста. Молодой человек переживал это настолько сильно, что его поместили на лечение в психиатрическую клинику имени Абрама Морозова (сейчас это Центр психиатрии имени Сергея Корсакова). После выздоровления он проработал в этом лечебном учреждении писарем 24 года.
Пятницкий не оставил мечту быть певцом - учился вокалу у преподавателя Московской консерватории, баритона Камилло Эверарди, выступал на благотворительных концертах. После знакомства с Федором Шаляпиным и по совету знаменитого артиста молодой человек решил сосредоточиться на изучении любимого им народного творчества.
В 1903 году Пятницкий стал членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Он проехал множество деревень, включая родные, воронежские, записал на фонографе голоса местных крестьян, собрал в общей сложности около 400 русских песен, сгруппировал их по областям и жанрам, собрал коллекцию народных инструментов и костюмов. Издания "12 песен Воронежского уезда" и "Жемчужины старинной песни Великой Руси" сделали Митрофана Ефимовича известным.
В 1910 году Пятницкий познакомился с крестьянкой Ариной Колобаевой, исполнявшей русские народные песни с дочерьми. Он уговорил ее приехать и выступить в Москву. Ее концерт был принят восторженно, публика ласково называла певицу Аринушкой. После этого Митрофан Ефимович собрал народный коллектив, в который вошли крестьяне Воронежской, Рязанской и Тульской губерний, целые семьи песенников, с которыми он познакомился во время своих этнографических экспедиций.
Коллектив назвали "певческая артель". Уже первые выступления перед столичной публикой - они были организованы 17 и 18 февраля 1911 года в Малом зале "Благородного собрания" - прошли с невероятным успехом. Крестьяне не просто пели - они плясали, играли на гуслях и жалейках, исполняли былины и свадебные плакательные песни, напевы-причитания. Это было открытие совершенно нового пласта культуры - фольклорного. Поклонниками "артели" Пятницкого стали Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин и многие другие.
В 1914 году умерла Арина Колобаева, а потом началась Первая мировая война. Часть участников хора Пятницкого забрали на фронт, с остальными Митрофан Ефимович продолжал работать, чтобы сохранить коллектив. В годы войны он основал хор из раненых и инвалидов, научил многих из них пению и нотной грамоте.
После революции стало не до выступлений, но Пятницкий не сдавался. Он снова начал собирать свой коллектив, который выступил перед Владимиром Лениным. Певцов официально трудоустроили в Москве, выделили им помещение для репетиций. А Митрофан Ефимович снова занялся изучением и сбором народной песни - продолжил ездить по деревням и селам. Он считал, что русская песня вымирает, и нужно ее спасать, говорил, что создает "летопись русской народной песни". В 1924 году выступление коллектива впервые транслировали по всей стране по радио.
Участники хора никогда не репетировали - Пятницкий считал, что они должны исполнять песню "как у себя на завалинке или в хороводе", а он лишь дает им указания петь тише или громче. А еще известно, что сам Митрофан Ефимович всегда отказывался выступать на коммерческой основе. Владельцу одного из ресторанов он заявил: "Наше искусство ситцевое - оно не продается!". Обещание не петь в питейных заведениях, по просьбе Пятницкого, в 1925 году дал его племянник Петр Казьмин, которому Митрофан Ефимович оставил свой хор.
По рассказам, перед смертью Пятницкий написал Луначарскому с просьбой сохранить его коллектив, и тот такое обещание дал. Митрофан Ефимович скончался 21 января 1927 года, его похоронили на Новодевичьем кладбище. Хор Пятницкого существует до сих пор: он получил статус государственного, после к коллективу присоединился оркестр народных инструментов и танцевальный ансамбль.
Коллекция русского национального костюма Натальи Шабельской - фото