Кто такой бардадым
В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения Владимира Верхоланцева, учителя, путешественника и краеведа. Родился он в Томске, где его отец был управляющим транспортной конторой пермских купцов Каменских, или, как сейчас говорят, руководил филиалом.
Ребенком Владимира Верхоланцева привезли в Пермь, где он и прожил всю жизнь. Здесь он поступил в духовное училище, затем в семинарию, после окончил еще и Казанскую духовную семинарию. Верхоланцев работал учителем - в гимназиях, женском училище, а после прихода советской власти в школах и на различных курсах.
Когда ему было около тридцати, он всерьез увлекся краеведением. Собирал и систематизировал интересные факты из истории Западного Урала. Записные книжки Верхоланцева, исписанные мелким, но разборчивым почерком, можно и сегодня прочесть без труда.
Он подготовил любопытную статью об упоминании Перми известными писателями. У Пушкина, например, отыскал стихотворение "Клеветникам России", где есть строки "Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды".
Умудрился найти и у Гоголя описание земляков. В записных книжках писателя есть такая заметка: "За кого пьют в Перми, говорит: "Врешь, мое дело двадцать пятое. Пей за других". Гоголь также указывал, что слово "шахтить" у пермяков означает "пить", а "бардадым" - это король треф.
Адрес в Харбине
После войны, во второй половине 1940-х годов, Верхоланцев написал статью, где изложил свое мнение об основании Перми. Краевед основывался на том, что датой появления города считается первое упоминание о нем в рукописях.
О Перми известно, что прежде на речке Егошихе был починок Брюханов. Это данные 1647 года.
В 1723-м здесь возник основанный Татищевым медеплавильный завод, а в 1781 году Пермь получила статус губернского города. Верхоланцев логично делает вывод, что в 1947 году надо было отмечать триста лет Перми. Но никто этим не заинтересовался в послевоенное время, и трехсотлетний юбилей справили только в 2023-м.
Конечно, не исключено, что городские власти пересмотрят свой подход к истории родного края и отметят уже четырехсотлетие Перми в 2047 году, а потом можно будет еще один юбилей отпраздновать - в 2081 году.
Дневники и записные книжки Владимира Верхоланцева хранят много интересного. Очевидно, он сберегал все свои записи, касающиеся и учебы. Сохранились расписания занятий, сведения об отстающих, информация о странах и материках, что не случайно - Верхоланцев кроме математики и литературы преподавал еще и географию.
Так, в одной записной книжке советского времени дан перечень учебных занятий, где перечислены государства на разных континентах. И тут же пометки: "Библиотекарю платят 30 рублей", "Зарплату выдают неаккуратно". На странице, начинающейся со слов "Население мира - 2 миллиарда", внизу написано "Харбин-Китай, ул. Пекинская, 38, Луканины". Скорее всего, речь идет о семье расстрелянного большевиками священника Луканина, чья семья в 1920-х годах жила в Китае.
Летопись Урала
Владимир Верхоланцев вошел в историю Западного Урала как автор книг "Город Пермь, его прошлое и настоящее" и "Летопись г. Перми с 1890 по 1912 г". Сначала его не приняли как серьезного историка. Краеведы всегда относились к новичкам ревниво, опасаясь, как бы те не откопали чего-нибудь такого, что прошло мимо внимания заматерелых летописцев.
Так было и с Верхоланцевым. Несмотря на то что его книгу "Город Пермь, его прошлое и настоящее" рекомендовали для изучения в школах, некоторые коллеги-краеведы упрекали автора в поверхностном изучении фактов. А один из них написал, что Верхоланцев, дескать, всю книгу построил на статьях из газеты "Пермские губернские ведомости".
Между тем, книги написаны в лаконичной манере, свойственной Верхоланцеву, точно и сжато изложены факты, по которым и сейчас можно узнать, как жили и чем занимались пермяки. Увлекался Верхоланцев и историей церкви. В его архиве есть блокнот "Архиерейские назначения в XIX веке". Здесь год за годом изложены все перемещения иерархов в Российской империи.
Верхоланцев также составил хронологию исторических событий на Урале за 1597-1933 годы. Начинается она с постройки Бабиновской дороги на севере края. Любопытно следить за тем, как одно событие сменяется другим. Сначала упоминаются Ермак, вогулы, нападения, битвы, восстания. Потом наступает очередь горных заводов, а за ними уже и городов.
Оставил Верхоланцев и такую запись: "1724 год. Крестьянин Ерофей Марков искал горный хрусталь. Нашел куски кварца с золотом. Первое в России, 15 километров от Екатеринбурга".
Первая золотодобывающая шахта России в городе БерезовскийРасходы учителя
До революции зарплата обычного учителя позволяла Владимиру Верхоланцеву совершать многодневные, больше месяца, поездки по Европе. Так было в 1908, 1911, 1913 и 1914 годах. Подтверждают это краткие записи в его блокнотах.
В 1908 году Верхоланцев 8 июня выехал из Перми на пароходе "Федор". Дальше пересел на поезд, проехал Казань, Нижний Новгород, Москву, Смоленск, Варшаву, 16 июня был уже в Вене, потом Венеция, Флоренция, Рим, Женева, Париж, где побывал в Лувре, Нотр-Даме и на башне Эйфеля. Из Кельна Верхоланцев на пароходе прокатился по Рейну, далее Франкфурт, Берлин и опять Варшава. В Пермь вернулся 27 июля.
О доходах и расходах Верхоланцева также можно узнать из записных книжек. В 1913 году он заносит туда такие сведения: "Жалованье - 237 рублей, шуба - 25 рублей, доктор - 3 рубля, 100 яиц - 3 рубля". Его подробные записи сами по себе представляют большую краеведческую ценность, можно даже книгу написать о том, как жили учителя в Перми до революции 1917 года.
В одном из блокнотов, уже в советское время, Верхоланцев подводит итоги поездок в Европу. Провел за границей 159 дней, из них в Италии - 43 дня, в Германии - 20 дней, в Швейцарии - 38. Всего побывал в семи европейских государствах, не считая Финляндию и Польшу, входивших тогда в Российскую империю.
При обыске ничего
Началась революция, и Верхоланцев так же скупо описывает, что тогда происходило. "Декабрь 1918 года. Данилиха и мой дом находились под обстрелом, прочел в декабре 27 книг". Интересны его "Итоги 1918 года". Пункт 12: "Пережил красноармейский террор" (позже перед словом "террор" другими чернилами добавлено "и белый"). Пункт 13: "Прочел 320 книг и статей". Пункт 14: "Усвоил новое правописание".
После того как красные в 1919 году вновь захватили Пермь, Верхоланцев со всем отделом народного образования уехал в эвакуацию в Сибирь. Находился он там до начала 1920-х годов, когда вернулся обратно в Пермь.
Между прочим, за время отсутствия Верхоланцева его дом посетили сотрудники Пермской губернской чрезвычайной комиссии, то есть тогдашней политической полиции. В сохранившемся протоколе от 5 августа 1919 года указано, что был произведен обыск в квартире Верхоланцева по адресу Казанский тракт, 26. В графе "При чем было обнаружено" большими буквами красным карандашом выведено: "Ничего". Скорее всего, именно это "ничего" и уберегло Владимира Степановича от возможных репрессий, которыми прославилась советская власть.
С 20-х годов прошлого века пермский краевед так и занимался преподаванием, иногда готовил исторические статьи. Но книг больше не писал. Его дневники содержат записи о будничных делах, и видно, что Верхоланцев любил посещать театры и кинотеатры. О путешествиях в Европу пришлось забыть. Лишь изредка в его блокнотах появляются записи о поездках по Пермской области, в Москву или Ленинград.