Как пояснили в учреждении, в качестве виртуальных экспонатов представлены вахтенные и навигационные журналы судов советского ВМФ, послужные списки и личные дела командного и начальствующего состава, приказы по флоту и морскому ведомству за 1924 год, фотографии из частных коллекций.
"В составе документов - подлинные доклады, рапорты, приказы, выписки из вахтенных журналов, телеграммы, - сообщает Людмила Спиридонова, главный специалист отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности РГАВМФ.
Все документы снабжены заголовками и архивными шифрами, указаны вид документа и способ воспроизведения текста. Некоторые документы снабжены краткими текстуальными примечаниями".
Всего в состав выставки включено 40 документов, разделенных на три тематических раздела в зависимости от определенной стадии морской операции. Так, первый раздел посвящен подготовке к походу, второй - плаванию по утвержденному маршруту, третий - итогам похода, в котором немалую роль сыграл знаменитый крейсер "Аврора", подавший сигнал к началу революции.
Крейсер "Аврора"Как сообщают организаторы выставки, еще осенью 1918 года "Аврора", как и большая часть кораблей Балтийского моря, была выведена в резерв и разоружена. Крейсер передали на долговременное хранение Кронштадтскому военному порту.
"В сентябре 1922 года специальная комиссия, осмотрев судно, пришла к выводу, что после сравнительно несложных работ его можно привести в готовность для использования в качестве учебного корабля, - следует из описания выставки.
Это заключение, а, главное, историческое прошлое участника Великого Октября, повлияли на то, что крейсер вошел в список кораблей, которые подлежали восстановлению в первую очередь".
В результате уже в июле 1923 года "Аврора" вышла на ходовые испытания и вскоре стала плавучей школой. Спустя год было принято решение о проведении дальнего заграничного похода вокруг Скандинавии по маршруту: Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт.
"Для осуществления этой задачи был создан Особый практический отряд, в который кроме "Авроры" включили учебное судно "Комсомолец" (бывший "Океан"), незадолго до этого возвращенное в Балтийский флот из госпитальной флотилии Красного Креста".
Поход продолжался 47 дней, с 9 июля по 24 августа 1924 года. Корабли Балтийского флота преодолели за это время 5688 морских миль без аварий и поломок, совершив первый в истории Рабоче-Крестьянского Красного Флота заграничный поход.
"Визит советских кораблей в порты Норвегии достиг своей цели и привлек к себе особое внимание прессы, - отмечает Людмила Спиридонова. - Кроме того, в сложных навигационных и погодных условиях команды выполнили большую программу морской практики, освоили систему судовождения и сигналопроизводства.
Без помощи лоцманов прошли норвежские фьорды, осуществили сложную стоянку на баре Северной Двины у Архангельска. По окончании похода командование флотом и штаб Морских сил Балтийского моря объявили благодарность командирам, комиссарам, всему личному составу "за великолепное выполнение возложенных на них Советской властью заданий".
Крейсер "Аврора" - современные фото