Как сообщает Федеральное архивное агентство, уникальные документы из своих фондов представили Национальный архив Республики Беларусь, Центральный архив ФСБ России и Российский государственный архив социально-политической истории.
"Осенью 1942 года партизанское движение имело сложившуюся структуру в центре и на местах, активно действовало в тылу врага, - отмечает Федеральное архивное агентство. - Во главе Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) стоял Пантелеймон Пономаренко.
Затем 6 сентября 1942 года постановлением ГКО СССР был учрежден пост главнокомандующего партизанским движением, им стал маршал Советского Союза Климент Ворошилов".
Однако 19 ноября 1942 года руководство партизанским движением было вновь возложено на ЦШПД, который подчинялся непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. А 14 июля 1943 года ЦШПД отдал приказ о начале операции "Рельсовая война".
"Партизанским соединениям и отрядам, дислоцирующимся в районе железных дорог, одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельс на железных дорогах врага путем перебивания рельс пополам", - говорилось в приказе.
Первую операцию было решено провести одновременно по сигналу Центрального штаба. В ходе этой тщательно организованной, единовременной и массированной акции по состоянию на 31 августа 1943 года было перебито 171 452 шт. рельс и повреждено 1060 километров железнодорожного пути.
Так, в Белорусской ССР было перебито 105 846 шт. рельс, в Калининской области - 19 973, в Орловской области - 15 841, в Смоленской области - 11 772, в Ленинградской области - 11 020, в Украинской ССР - 7000.
Массовый подрыв рельс резко затормозил перевозки войск и грузов противника. О результатах проведенной операции Пономаренко доложил Сталину 7 сентября 1943 года. Он писал, что партизаны ударили по самому уязвимому месту германской армии.
Советские партизаны в годы Великой Отечественной войны - фото"Немцы всеми средствами стремятся восстановить движение и оградить дороги от ударов партизан, - докладывал Пономаренко. - На ремонт разрушенных путей противник спешно бросает железнодорожные строительные батальоны, рабочие команды, принудительно привлекает местное население".
На ряде двухпутных участков немцы были вынуждены перейти на однопутное движение, сняв вторую колею. "В стремлении предотвратить дезорганизацию транспорта, немцы начали крупные перевозки рельс из Прибалтийских республик, Польши и даже Германии", - сообщал Пономаренко.
О рельсовой войне советских партизан писали даже мировые новостные агентства. Например, Пономаренко доложил Сталину о сообщении агентства "Рейтер" из Цюриха. Из него следовало, что главнокомандующий германскими войсками во Франции фельдмаршал Рундштедт предъявил Филиппу Петену, главе французского коллаборационистского правительства, требование об отправке в Германию рельс со вторых путей, где двухколейная дорога могла быть заменена одноколейной.
Также Пономаренко сообщал, что на сентябрь была назначена вторая одновременная операция в рамках рельсовой войны. Он отмечал, что августовская операция не везде прошла гладко.
Так, слабыми были названы результаты диверсий на территории Прибалтики, западных областей Белоруссии и южных областей Украины. Связано это было с тем, что в указанные районы не удалось забросить достаточное количество взрывчатки и боеприпасов.
Этот опыт Пономаренко обещал учесть и докладывал Сталину о том, что в рамках сентябрьской операции партизаны планировали взорвать и вывести из строя 270-300 тысяч рельс.