Накануне градозащитники сделали все, чтобы остановить слом здания. Здания, на которое никто не обращает внимания, принимая за старый гараж или сарай. Но это флигель - древнейшее здание московской усадьбы хозяина Нижнетагильского завода Никиты Демидова. И именно этому флигелю заранее было отказано в охранном статусе.
Заказчик сноса - Московская Марьинорощинская Еврейская Община, об этом сообщается на информационном щите. В здании постройки советских времен рядом с флигелем сейчас помещается частная школа "Бнот Менахем".
Кладка и декор флигеля скрыты под штукатуркой. Но во время сноса некоторые детали стали заметны.
- Видел этот фасад полностью раскрытым - это было 20 - 25 лет назад, - отметил в разговоре с корреспондентом "Родины" координатор движения "Архнадзор", москвовед и писатель Рустам Рахматуллин. - Уверен, исследование этого фасада заказывалось, потому что такое полное раскрытие от штукатурки не могло быть партизанщиной. Сейчас виден один из наличников, которых было по фасаду много и по которым мы делали реконструкцию. Полоска срубленной кирпичной кладки - это не что иное как хвосты рельефного объемного наличника в стиле барокко. Можно с уверенность говорить, что весь объем здания принадлежит эпохе барокко.
Главный дом усадьбы Демидова выходит на Мясницкую улицу и находится под государственной охраной. Дом был переведен из выявленных памятников в региональные одновременно с отказом в таком статусе зданию, которое теперь сносят. При том, что этот флигель старше главного дома…
- Ясно, что это было сделано специально под задачу сноса и нового строительства на этом месте, - констатирует Рахматуллин.
Градозащитники, среди которых и член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, главный редактор сайта "Хранители наследия" Константин Михайлов, вызвали полицию на место сноса. После этого работы на какое-то время были приостановлены. Но шансов на то, чтобы сохранить здание, почти не осталось.
Примечательно, что на информационном щите говорится о "противоаварийных мероприятиях по сохранению зданий и сооружений". Но за всем этим скрывается снос истории.
- Руководство школы на контакт с нами не идет. Основной этап переговоров пришелся на 2021 год, когда над флигелем возникла угроза сноса. К сожалению, переговорщики с той стороны обычно, не прислушиваются к нам, не пытаются найти выход из ситуации. Восприятие у людей такое: "Кто это нас учит?" Нет мысли пойти навстречу, наоборот все мысли - как обойти препятствие в виде нас, - говорит Рустам Рахматуллин.
И добавляет: "Мы не смогли вспомнить, когда в последний раз в Москве сносили строение XVIII века. Вот почему этот снос становится одним из самых резонансных".
Барочных зданий первой половины и середины XVIII века в Москве довольно много, но это их не уценивает. Наоборот - каждое такое открытие на вес золота. К сожалению, многие мечтают озолотиться на нем, избавившись от памятника архитектуры. Пусть он и не обладает официальным охранным статусом.