Как уточнили в Институте археологии РАН, по сути, кувшин украшен сценами событий, происходивших во время осады Трои, смерти Ахилла и истории жертвоприношения Поликсены Неоптолемом. На фоне других римских бронзовых сосудов из Сарматии кувшин выделяется высоким качеством.
Полностью исследование опубликовано в свежем номере журнала "Проблемы истории, филологии, культуры". Статья посвящена анализу уникального бронзового кувшина, найденного в древнем погребении на берегу реки Маныч.
В захоронении археологи нашли останки молодой женщины. Оно датируется второй половиной II - началом III века нашей эры. Автор работы отмечает, что кувшин уже неоднократно описывался и исследовался, но в новой работе приведены "новые параллели и соображения".
Так, ученый пишет, что не было большого разрыва между временем изготовления кувшина и его попаданием в погребение. Причем он был спрятан в тайнике захоронения молодой сарматки, умершей в возрасте 20-25 лет. А само захоронение было разграблено еще в древности.
Вероятно, она не была первой владелицей артефакта. Однако пути, по которым кувшин попал к кочевникам в окрестностях Танаиса, могли быть различными, в том числе и через Боспор.
"На фоне других римских бронзовых сосудов из Сарматии рассматриваемый кувшин, безусловно, выделяется, - пишет Михаил Трейстер. - Это была штучная работа высокого качества. Не случайно близкий по форме и технике декора кувшин, предположительно найденный в Тибре, рассматривают как императорский подарок".
Одной из отличительных особенностей кувшина является его иконография. Автор работы пишет, что изображения на нем связаны с Троянским циклом.
"Эта тема - популярная в греческом искусстве еще архаического времени и нашедшая отражение в трагедии Еврипида "Гекуба", впервые поставленной в 420-х гг. до н.э., - следует из исследования.
Вместе с тем в трагедии Еврипида и позднее у Овидия Поликсена принимает свою судьбу и, срывая с себя пеплос и обнажая грудь, предлагает Неоптолему на выбор убить ее ударом в шею или в грудь".
Однако этот сюжет противоречит сцене, изображенной на кувшине, в которой Поликсена пытается защититься от Неоптолема. Впрочем, изображения жертвоприношения Поликсены в греческом искусстве архаического и классического времени отличались в деталях от сцен в вазописи, отмечает автор.
"Анализируя изображения на ручке, мы пришли к выводу, что они связаны с эпизодами Троянской войны, в частности, что на нижнем атташе ручки представлена сцена с погребальной повозкой, телом Гектора, коленопреклоненной фигурой Приама, склонившимся перед сидящим Ахиллом, - сообщает Михаил Трейстер.
Особого внимания заслуживает оформление верхнего атташа ручки изображениями сидящей женской фигуры в центре и возлежащими мужскими фигурами на концах атташа, которые были интерпретированы как фигура скорбящей персонификации Трои и персонификации рек Скамандра и Симоэса, между которыми была расположена древняя Троя".
К слову, подобная композиция, украшающая ручку, имеется у древнего бронзового сосуда, который хранится в Лувре. Причем в случае с французским артефактом сопоставимым по возрасту с ростовским, фигурка скорбящей женщины была идентифицирована как "персонификация побежденных варваров, возможно, даков или сарматов".
Под Волгоградом нашли не разграбленные курганы сарматской знати