10.07.2024 16:12
"Родина"

Ученые выяснили, какими были дороги древнего Херсонеса

Текст:  Денис Передельский
В сборнике "Полевой дневник" Института археологии РАН вышло новое исследование, основанное на результатах первого системного изучения древних дорог Херсонеса Таврического.
Дороги, построенные в IV-III веках до нашей эры, использовались на протяжении всей античной эпохи. / Государственный историко-археологический музей-заповедник "Херсонес Таврический"
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Главная задача при проведении работ состояла в фиксации результатов, полученных в течение одного полевого сезона, пишет Виктория Нессель из Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.

Еще в начале 1990 годов археологи обнаружили отдельные участки античных дорог в разных местах Гераклейского полуострова. Однако до последнего времени особенности дорожного строительства того периода системно не изучались.

Новое исследование - это первая попытка системно осмыслить, какими были дороги в те времена. В рамках исследования особенно тщательно были изучены две античные дороги в северо-западной части Гераклейского полуострова, на территории между современными бухтами Камышовая и Круглая.

Установлено, что в указанном районе в IV-III веках до нашей эры было проложено несколько дорог. Одна из них в древности связывала северо-западную часть ближней хоры Херсонеса с внешними гаванями, в частности с современной Стрелецкой бухтой, но в число основных транспортных магистралей она не входила. Ее протяженность составляет 1354 метра.

Но такие второстепенные дороги пересекались с главными, как и в наше время. Один такой Т-образный перекресток был обнаружен еще в 1990-е годы. Было установлено, что первоначально, в III веке до нашей эры, ширина продольной дороги составляла 4-4,2 метра, а поперечной - 5-6 метров.

Однако в римский период произошло сужение до 2-3 метров, причем в это время дорога "использовалась с разваленными стенами и периодически подсыпалась в центральной части". Автор исследования называет такой прием вполне оправданным, поскольку даже сейчас место, где расположена древняя дорога, сильно размывается во время дождей.

Музей-заповедник "Херсонес Таврический"

Ранее археологи установили, что "древние строители сначала выравнивали участок в материковой скале до прочной поверхности камня. Мергель и рыхлый известняк снимался и насыпался в те места, где предполагалось возводить стены-ограды.

После выравнивания поверхности материковой скалы полотно дороги мостили плоскими камнями. Швы между ними заполнялись смесью щебенки с глиной".

Полотно каждой такой дороги требовало постоянного ухода, подсыпок и трамбовок. Причем речь шла даже не об удобстве передвижения по дороге, а просто о возможности ехать по ней.

"Такой уход мог быть обеспечен при одновременном существовании находившейся рядом усадьбы, - пишет Виктория Нессель. - В случае запустения усадьбы в негодность приходила и примыкающая к ней дорога.

Скорее всего, отрезки дорог, расположенные на отдаленном от действующих усадеб расстоянии, ремонтировались нерегулярно, о чем свидетельствует открытый нами фрагмент II поперечной дороги".

По ее словам, именно исходя из качества дорожного покрытия можно судить о направлении и интенсивности движения на Гераклейском полуострове, связанного с перевозкой продукции как к портам в бухтах в северной части полуострова, так и в Херсонес.

Изображения Троянской войны идентифицированы на ростовском кувшине

"Наибольшее внимание уделялось магистральным дорогам; там же, где движение осуществлялось от случая к случаю, дорожное полотно как таковое отсутствует или находится в очень "неухоженном" состоянии", - отмечает автор работы.

Античные дороги значительно зависели от местности, по которой они были проложены, а также от вида своего предназначения - основные или второстепенные. Кроме того, зависели они и от владельцев расположенных рядом земельных участков. Этим, возможно, объясняются выявленные археологами различия в способе сооружения дорожного покрытия и стен-оград.

Новости Севастополь История