С 19 июля гостей музея приглашают на лекции, посвященные истории создания круговой панорамы Москвы 1846 года и биографии ее создателя - французского художника, научного иллюстратора Жака Рейна Исидора Акари Барона (1798 - 1874). В 1845 и 1846 годах Акари Барон совершил поездки в Россию, где посетил Санкт-Петербург и Москву. В Москве художник работал над панорамой города на протяжении двух летних сезонов. Город он обозревал с высочайшей на тот момент точки - колокольни Ивана Великого в Кремле.
В XVIIII веке в основном иностранные художники запечатлевали панорамные виды русского чуда - Санкт-Петербурга. Москва тоже не была обделена вниманием художников, ее запечатлевали в форме видов сверху или отдельных пейзажей. Проспекты, органичные для Петербурга, не подходили для древней столицы, с ее кольцевой планировкой и извилистыми улочками. Зато круговая панорама была для отображения Москвы удачным композиционным решением. В 1830-1860-е гг. было снято несколько панорам города - со Спасской башни (автор - А. Кадоль, 1830 г.), с колокольни Ивана Великого (автор - Акари Барон, 1847 г.), от Тайницких ворот (литографирована П. Бенуа и Обреном по рисунку Д. Индейцева, издана Дациаро, нач. 1850-х гг.), панорама коронации Александра II с той же точки (автор - Миллер, 1856 г.), фотографические панорамы с храма Христа Спасителя (издали Шерер и Набгольц, 1867 г.; воспроизведена фототипией Н. А. Найденовым в 1886 г.) и со второй от Беклемишевской башни (фотограф - И. Быков, издали Шерер и Набгольц, нач. 1890-х гг.)1
После завершения работы Акари Барон отправился в Петербург, где представил эскизы панорамы императору Николаю I. Работу художника Николай I одобрил. Автор получил разрешение отлитографировать свое произведение и отпечатать несколько экземпляров для высших кругов, включая самого императора и герцога Лейхтенбергского, президента Академии художеств. Позже панорама экспонировалась в одном из дворцов Петербурга. В 1847 году панорама Москвы была литографирована и издана в Париже.
Долгое время считалось, что оригинал панорамы утрачен. Но тут в историю вмешался его величество случай. Листы панорамы обнаружил в парижском антикварном магазине эмигрант из России Зоря Юдович. В конце 1960-х супруги Юдович передали панораму в дар Музею истории и реконструкции Москвы, где она и хранится по сей день. Цветные и монохромные литографические копии панорамы имеются в коллекциях ведущих российских музеев и библиотек.
Подробнее об истории создания панорамы и ее авторе на лекциях в музее истории Лефортово расскажет старший научный сотрудник Музея Москвы Владимир Борисович Кузнецов. Лекции запланированы на 19 и 26 июля, а также на 3, 16, 23 и 30 августа.
Адрес: Москва, ул. Крюковская, д. 23. Приобрести билеты можно на сайте Музея Москвы или в кассе Музея истории Лефортово.
- 1. Е.А. Скворцова. Роль Дж. А. Аткинсона в развитии жанра панорамы в русском искусстве. Актуальные проблемы теории и истории искусства, 2011.