Доктрина "Римленд"
В первой части рассматриваются концепции и трактовки различных периодов в истории США. Последовательно описывается американская геополитическая мысль: от истоков до современности, американский подход к современному миропорядку, доктринальные основы геополитики США, а также различное практическое воплощение в Соединенных Штатах теорий глобализации, неолиберализма и "золотого миллиарда".
Особое внимание уделено изучению концепции, которая сформировалась в Америке в середине XIX века и стала известна, как Manifest Destiny, или "предопределение судьбы". Используется термин "англосаксонская геополитика". Показывается, что после окончания Второй мировой войны в американской геополитике на первый план была выдвинута доктрина "Римленд", разработанная Николасом Спайкменом. По мысли авторов, с геополитической точки зрения Россия была неудобна для США не в силу сиюминутных соображений, основанных на существующей конъюнктуре и идеологической ситуации, а исходя из фундаментальных фактов ее истории и географии.
Миф о "колыбели демократии"
Во второй части рассматриваются исторические корни американской государственности. В этой части семь глав. Описывается Миф о "колыбели демократии". Утверждается, что формирование этого мифа относится к колониальному периоду, а его отражение нашло в романтической школе, в которой противопоставлялся американский путь свободы закостенелому развитию Западной Европы. Духовные корни американского государства следует искать в пуританизме, когда религиозный фанатизм, перенесенный в практическую плоскость, был во многом защитной реакцией на враждебные условия, с которыми пришлось столкнуться первым поселенцам, испытывавшим порой жесточайшие лишения.
Продолжая рассуждать об особом пути американского государства, авторы рассматривают концепт "страны свободы". Достаточно подробно анализируют работу Алексис де Токвиля "Демократия в Америке". Продолжением философского обоснования развития Америки авторы рассматривают конфликты и войны в первой половине XIX века. Эти конфликты были связаны с войнами с Англией, Мексикой. Проблемы рабства и вхождение новых штатов в качестве свободных или рабовладельческих, как известно, лежали в основе причин Гражданской войны в США. Пожалуй, этому конфликту уделяется наибольшее внимание. Подробно рассматриваются сражения, противостояние позиций политиков и т.п. Несмотря на большое количество публикаций по Гражданской войне в США, вышедших на русском языке, существует не так много работ, в которых бы подробно рассматривалось это событие как часть концепции развития военного превосходства США.
Кроме вопросов рабства долгое время замалчивался вопрос взаимодействия с коренными народами и переселения их в резервации. В книге приводится ряд шокирующих фактов об отношении к индейцам. Конечно, в этом отношении выгодно отличалась русская колонизация, более известная как история Русской Америки, где развиваются двусторонние отношения. Вообще конец XVIII - первая половина XIX века прошла под знаком дружбы России и США, когда сначала Екатерина II, а потом Александр II протянули молодому государству руку помощи: эпизоды ныне, к сожалению, редко вспоминаемые американской политической элитой.
Политика "большой дубинки"
В третьей части в основном рассматривается внешнеполитическая активность США. Нас она заинтересовала с точки зрения военно-исторических и политических аспектов. Здесь показана борьба колоний против Англии. Авторы полагают, что война за независимость мало что изменила в реальном балансе политических сил на американской земле. Единственным различием было то, что теперь над кланами богатых землевладельцев, а также появившихся к тому времени финансистов и промышленников уже не стояло никакой заокеанской власти. В книге прямо пишется, что данный подход контрастирует с точкой зрения, согласно которой борьбу за независимость историки считают Первой американской революцией, при этом отдельные историки идут еще дальше и считают, что эта революция имела две стороны - борьбу против метрополии и утверждение нового общественного порядка.
Далее описывается американо-мексиканская война, главное значение которой с точки зрения авторов заключается в том, что она явилась прологом к Гражданской войне 1861-1865 годов. Тот факт, что завоевание огромных территорий приведет к возникновению труднопреодолимого разлома между северными и южными штатами, в конце 1840-х годов осознавали лишь немногие. Продолжая вслед за авторами книги рассуждать об этом конфликте, мы вообще считаем, что истоки сегодняшней сложной ситуации на границе можно отнести к данному конфликту.
Аспект военных действий США против своих соседей, связанный с расширением территорий, вписан в общий исторический процесс, и становится понятным, как и за счет каких ресурсов США добиваются положения дел начала XX века, когда вместо изоляционизма (зачастую замаскированного) открыто провозглашается "политика большой дубинки" и проводится так называемая "дипломатия канонерок".
Жесткая сила на смену мягкой
Вовлечение США в Первую и Вторую мировые войны рассматривается авторами с военно-технической и политической позиций. Отмечаются факторы, обеспечивавшие превосходство США, и дипломатия, направленная на подчинение интересов стран Западной Европы интересам Вашингтона. Аспекты холодной войны рассматриваются с привлечением цитат американских политических деятелей, вскрывающих тайные пружины принятия решений, и подковерная борьба за те или иные территории.
Читатели узнают о том, что США были и остаются вовлеченными в десятки конфликтов современности. Участие в них проводилось уже после того, как закончилась холодная война и, согласно предположению Ф. Фукуямы, должен был наступить "конец истории". Между тем количество эпизодов применения США военной силы за рубежом лишь увеличилось.
Пристальное внимание авторы работы уделили изучению СВО и вовлеченности американцев в события на Украине. Как показал опыт СВО России на Украине, американские цифровые гиганты подвергают цензуре любую информацию, в том числе заявления действующих политиков и глав государств, которую они посчитают неугодной. Все это происходит по прямым рекомендациям или с молчаливого согласия американских властей. В частности, западными интернет-платформами осуществляются веерные блокировки российских источников информации, включая СМИ и аккаунты государственных органов на стриминговых платформах и в социальных сетях.
Авторы обратили внимание, что в США изменилась риторика относительно понимания мягкой и жесткой силы. Сегодня в американском мышлении на первый план вышли экономические инструменты, которые уже вряд ли могут называться "мягкой силой", а принадлежат "жесткой силе". В пользу этого говорит экономическая война, развязанная Западом против России под предлогом проведения СВО на Украине. Она является заменой войне "горячей", к которой Запад, по его уверению, не готов. Отсюда и появление такого понятия, как гибридная война, в которой главная роль отводится экономическому и иному санкционному давлению, а также информационному противоборству.
По прогнозам аналитиков, основанным на анализе американских доктринальных документов, в ближайшие годы политика Соединенных Штатов будет определяться тремя фундаментальными характеристиками. Во-первых, это стремление сохранить видимость "однополярного момента" в качестве базового наследия "победы в холодной войне", во-вторых, США будут вынуждены иметь дело с серьезными социальными и экономическими вызовами - увеличением государственного долга, деиндустриализацией, старением населения и другими проблемами. Добавим лишь проблему незаконной эмиграции и фактически открытую границу с Мексикой. В-третьих, продолжающееся перераспределение потенциала в мировом хозяйстве постепенно подтачивает основы американской экономики, в которой реальный сектор сегодня представлен незначительно.
От себя также добавим, что в современных США изменилось понимание базовых и непоколебимых ранее понятий, связанных не только с соблюдением международных договоров, но и с капиталом и суверенным долгом. Подтверждением этому может служить рассматриваемая ныне по инициативе все тех же США возможность изъятия российских активов для целей использования на Украине и в других специальных операциях.
Столетие нерешенных вопросов
В завершающей части, которая написана для осмысления демократии в США, последовательно раскрываются декларативные постулаты и реальное положение дел. В качестве методологического инструмента выбрана формула Линкольна: "Власть народа, волей народа и для народа". Какие же препятствия встают на пути "власти волей народа" при такой системе? Что затрудняет американцам выражение их воли? В книге отмечается, что в США существует сложная система формальных и неформальных ограничений на участие граждан в избирательном процессе. На протяжении большей части своего исторического пути Америка мирилась с парадоксальной ситуацией: гражданин мог платить налоги, служить в армии или на государственной службе, однако при этом не имел права избирать тех, кто устанавливал налоги. И это при том, что еще в XVIII веке американское государство зарождалось и воевало за свою независимость под знаменитым лозунгом "Нет налогов без представительства".
Снятие этих ограничений, во многом не законченное до сих пор, растянулось более чем на столетие. Характерен пример с преодолением расовой дискриминации. XV поправка к Конституции, которая позволила бывшим рабам участвовать в избирательном процессе, была ратифицирована лишь в 1870 году, то есть через пятнадцать лет после окончания Гражданской войны. Однако потребовалось еще почти сто лет для того, чтобы это ограничение было признано неконституционным (соответствующее решение Верховный суд вынес лишь в 1966 году). Авторы не ограничиваются изучением формулы "Власть народа, волей народа и для народа", а идут дальше и вновь возвращаются к истокам американской демократии. Завершается работа изучением "Демократии по-американски" в глобальном масштабе.
Завершая краткий обзор книги, хотелось бы обратить внимание на то, что в аспекте изучения США с военно-исторической точки зрения книга вполне может быть использована при повышении квалификации специалистов, в том числе изучающих военную историю и современную политику в специальных учебных заведениях.
Логика здравого смысла
Ключевая особенность авторского подхода - всесторонний критический анализ истории США, проведенный в отличие от предыдущих работ не через призму марксизма-ленинизма, концепций романтизма и консенсуса, столь распространенных и даже навязываемых в историографии, а с позиции здравого смысла и, как актуально говорить сейчас в самих США, реализма. Ведь в видении так называемой политической корректности, пронизывающей все слои культуры, исключается изучение гибридной войны стран Запада против России, по сути, ставшей логическим следствием описанных в книге исторических тенденций.
Бомбардировки Хиросимы и НагасакиМожно обратить внимание на тот факт, что в работе приводится комплексный анализ истории экономики, военной и внутренней политики США. Американские геополитические концепции впервые рассмотрены не обособленно, а как составная часть позиционирования Вашингтона на международной арене, проистекающая из многообразия исторических, цивилизационных и экономических факторов.
Книга является масштабным исследованием, в котором события и явления рассматриваются с точки зрения их истоков, этапов прохождения и влияния на современность, что особенно ярко проявляется в последней главе.
Очевидна актуальность и востребованность монографии для современной России. Книга содержит иллюстративный блок, приведены таблицы и графики, помогающие читателю воспринимать материал.
- *Америка против всех. Геополитика, государственность и глобальная роль США: история и современность. - М.: ООО "Содружество культур", 2023. - 588 с.