Шифртелеграмма, присланная в Москву резидентом в Лондоне, имела гриф "совершенно секретно". Разведчик сообщал, что местные поляки, то есть проживающие в Лондоне, проявляли беспокойство в связи со стремительным продвижением Красной Армии на запад.
"Очень боятся занятия Польши советскими войсками, - сообщал резидент. - В целях предупреждения такой возможности, в польском штабе обсуждается вопрос об организации восстания на польской территории с тем, чтобы захватить там власть в свои руки до прихода Красной Армии".
Силы для этого у них имеются, продолжал резидент, не хватало только оружия. Поляки обращались к англичанам с просьбой помочь им с поставками оружия на территорию Польши, но получили отказ.
"Недостаток оружия на местах и неуверенность в успехах восстания вызывают у них колебание", - отмечал разведчик.
Сообщал он и о том, что беспокойство стремительным продвижением Красной Армии в Лондоне выражали не только поляки, но и американский атташе при польском правительстве в изгнании, которое работало в столице Британии.
Атташе "с едва скрываемой тревогой спрашивал, где же немцы остановят наступление Красной Армии и скоро ли они сами перейдут в наступление против Красной Армии". Интересовался также, может ли продержаться СССР до осени.
"Кроме того, высказал мнение, что как бы молодые советские генералы не возомнили себя наполеонами и не вздумали организовать поход на Берлин, Париж и другие столицы мира, - докладывал резидент. - Высказывание этого американца показало, какие настроения существуют среди американских военных кругов".
В другой шифртелеграмме, отправленной из Лондона в Москву 12 октября 1943 года, рассказывалось о подготовке правительства Польши к оказанию сопротивления Красной Армии при вступлении ее на территорию Польши.
Уполномоченному польского правительства в Польше генеральный польский штаб дал инструкцию и приказ начать подготовку к оказанию сопротивления Красной Армии, как только ее части пересекут границу.
"Польские вооруженные силы должны в силу этих инструкций вести беспощадную борьбу с просоветским партизанским движением в Западной Украине и Западной Белоруссии и готовить всеобщее восстание в этих областях при вступлении туда Красной Армии", - следовало из шифртелеграммы.
Польское правительство в изгнании и польские военные круги были уверены в том, что США и Англия не согласятся на уменьшение территории Польши.
Поэтому они фактически готовились к войне против СССР, рассчитывая на поддержку американцев и англичан. Резидент допускал, что англичане знают о секретных польских инструкциях и молчаливо их одобряют.
"Инструкции предусматривают использование польской полиции, ныне находящейся официально на службе у немцев, для борьбы с партизанским движением и Красной Армией", - отмечалось в донесении.
Однако в польском правительстве не было единого мнения по данному вопросу. Часть его членов выступала за заключение соглашения с СССР и не хотела войны с Советским Союзом. Эта часть была немногочисленной, но ее голос громко звучал в дискуссиях.
В результате вслед за инструкциями в Польшу из Лондона был направлен приказ тщательно скрывать эти инструкции от местного населения, но при этом "всячески возбуждать его против СССР путем пропаганды".
Предписывалось запугивать жителей тем, что СССР якобы планирует захватить всю Польшу, закрыть все католические костелы, обратить поляков в православие, а всех несогласных сослать в Сибирь.
Освобождение Польши. Висло-Одерская операция