В этом году при серпуховском отделении Союза журналистов открылся Центр фотоискусства имени Николая Андреева и Василия Улитина. По словам организаторов, это не только место встречи мастеров художественной фотографии, но и площадка для обмена знаниями. Та же идея и у проекта-фестиваля. Как рассказали на открытии, состоявшемся во дворе дома, где жил когда-то основоположник серпуховской и даже российской фотографии Николай Андреев, цель всех мероприятий фестиваля - создание культурно-образовательной среды для разных поколений. Среди гостей организаторы хотят видеть и мастеров жанра и любителей фотографии и даже тех, кто никогда не увлекался фотосъемкой - что, конечно, в современных условиях сложно представить.
Открытие фестиваля прошло в дворе дома, где жил и работал Николай Андреев. Недавно его передали Серпуховскому историко-художественному музею - теперь он является одновременно и фотоцентром, и мемориальным музеем Андреева. Руководит музеем внучка Николая Платоновича - Наталья Валентиновна Дурынина.
Уличная выставка о жизни и творчестве Николая Платоновича Андреева представлена в пространстве двора Серпуховского музея.
Николай Платонович Андреев (1882-1947) - уроженец города Серпухов, выдающийся русский фотограф, чьё имя связано с историей русского пикториализма.
С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение, пикториалисты стирали границу между фотографией и живописью.
В автобиографии Андреев писал, что его отец был парикмахером, а мать - прачкой. Но современные историки эту версию опровергают, так как семье принадлежал большой дом в Серпухове. Вероятнее всего, что Андреев немного исказил свою биографию, так как в советское время признавать купеческое или дворянское происхождение было опасно.
Семья Андреевых была большой и творческой. Николай с детства увлекся музыкой, живописью и рисованием, а затем и фотографией. Помимо творчества юноша был страстным любителем техники - разбирался в моторах, ездил на роскошном по всем временам мотоцикле BMW и слыл страстным мотогонщиком.
Фотограф-домосед Николай Андреев и его фотокартины 1920-1930-хСтрасть к технике созвучна в его жизни страсти к фотографии. На рубеже веков Андреев начинает изучать фототехнику и фотоискусство по доступным в то время книгам и журналам. Тогда же он приобретает первый фотоаппарат. Полученные знания приносят первые и неплохие результаты и в 1901 году Андреев открывает в старой части Серпухова собственное фотоателье, которое довольно быстро начинает приносить доход. Получив финансовую независимость, Андреев уделяет немало времени художественной фотографии.
С 1906 года работы Андреева выставляются в фотосалонах России и Европы, где привлекают внимание специалистов. Первый свой приз - пачку именных паспарту - Николай Андреев получил в 1908 году от Русского фотографического общества. Тогда же он был награждён дипломом на международной выставке в Москве. В 1910-м его фотоработы Андреева отмечены дипломом с похвальным листом на Дрезденской выставке.
В 1914 году Николай Платонович женится на дочери известного в городе купца Варваре Николаевне Ворониной. Семья переезжает в двухэтажный особняк на 1-й Московской улице. На доме вывеска - "Фотоателье Н. П. Андреева".
В том же 1914-м, с началом Первой мировой, Андреев как знаток техники был отправлен на краткосрочные автомобильные курсы, а затем мобилизован. До 1917-го он находится на фронте, а во время начала революционных событий в Петрограде его направляют в город на Неве в составе подразделения, призванного для наведения порядка в городе. В уличных боях Андреев получил тяжелое ранение, оказался в госпитале, где заболел тифом. Из палаты смертников полуживого мужа спасла его жена Варвара Николаевна. Войдя в палату, Варвара Николаевна с трудом узнала мужа: худой, бледный, в беспамятстве лежал он на кровати… На тележке с помощью добрых людей она кое-как смогла доставить его на Николаевский вокзал и перевезти в Серпухов.
После долгого лечения болезнь отступила. Николай Платонович пошёл работать художником-декоратором в городской театр, потом устроился на должность фотографа в Серпуховской художественно-исторический и краеведческий музей. Зарабатывал на жизнь и игрой в духовом оркестре. Потом сумел открыть своё фотоателье. В 1919 году в семье родился сын Валентин, в 1921-м - Николай. Николай Платонович возвращается к работе над художественной фотографией - натурой для схемок для него становится Серпухов и его окрестности и дачные пейзажи деревни Лужки. Но главная магия, превращающая фотоотпечаток в произведение искусства, происходит в фотолаборатории.
Работы Николая Андреева представлены в коллекции Третьяковской галереи. Золотым периодом творчества считаются тяжелые для страны 1920-е годы. Фотографии Андреева экспонируются на советских и зарубежных выставках во Франции, Англии, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии и других странах.
В 1924 году на выставке декоративного искусства в Париже Андреев награжден золотой медалью. В 1927-м он удостаивается золотой медали в Сарагосе (Испания).
В 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась первая персональная выставка Николая Платоновича, на которой экспонировалось 180 работ. Там же были представлены многочисленные призы, полученные Андреевым на советских и зарубежных выставках.
Окончание НЭПа сказывается на семье Андреевых не лучшим образом. Его фотоателье сначала облагают непомерным налогом, а затем и вовсе закрывают. Собственный дом, в котором жила большая семья, подвергается уплотнению. Чтобы прокормить семью, Андреев устраивается на работу в Серпуховской филиал НИИ текстильной промышленности. И это можно считать удачей, так как многих бывших частников в то время не брали на работу.
Свою роль в судьбе фотохудожника сыграло и его нежелание выезжать на зарубежные выставки. Несмотря на приглашения, он ни разу не выезжал за границу, за что даже получил прозвище художника-домоседа. Все награды, присужденные Николаю Андрееву, получены им заочно. Последнее его прижизненное участие в выставке - фотосалон "Фокус", проходивший в октябре 1946 года в Амстердаме.
В 1947 Николай Андреев скончался и похоронен на Занарском кладбище в Серпухове. В 2002 году дом, где жил и работал Андреев, передали Серпуховскому историко-художественному музею. Сейчас здесь мемориальный музей Н. П. Андреева и фотоцентр, ставший площадкой фестиваля "Объектив России".
В рамках фестиваля в 2024 году в Серпухове пройдут мастер-классы, фотопрогулки с мастерами, встречи с известными фотографами, кинопоказы и семинары по технике художественной фотографии,
Завершится фестиваль 1 октября - в день рождения Николая Платоновича Андреева.
Адрес: Серпухов, 1-я Московская, 39.
За анонсами фестиваля можно следить на сайте Серпуховского историко-художественного музея или на специально созданном канале в Telegram - Объектив России.