Как сообщает Русское географическое общество, целью экспедиции был поиск сухогруза, затонувшего в сентябре 1943 года. Было известно, что катастрофа произошла в районе Крестовских островов в Енисейском заливе, но где именно, предстояло установить поисковикам.
Работы увенчались успехом - пароход был найден на дне именно вблизи Крестовских островов. Обнаружить его удалось при помощи гидролокатора. Судно покоится на глубине 12,7 метра.
Поиски велись с борта малого катера, спущенного на воду с теплохода "Хансута Яптунэ". По словам участников экспедиции, работу затрудняли погодные условия.
"Была большая волна, искать было тяжело, обозначили место буем с грузом, - говорит руководитель Норильского местного отделения РГО Максим Миронов.
На следующий день ждали улучшения погоды, так как за ночь волны усилились, и, как только к 14:00 появилось небольшое "окно", сразу приступили к подводным работам".
Как оказалось, судно находится примерно в 400 метрах от того места крушения, которое упоминается в различных источниках. Подводные исследования позволили установить, что корпус пароход глубоко зарыт в речной ил, но выступает из него примерно на 5 метров. Ориентирован он по оси с запада на восток. Судно получило серьезные повреждения, верхние надстройки разрушены.
Исследователям удалось снять видео и фото судна, хотя сделать это было нелегко - видимость под водой в месте крушения не превышает полуметра. Поэтому съемка производилась на расстоянии 10-30 сантиметров с использованием мощных подводных фонарей.
"По одной из версий, "Тбилиси" выполнял грузовой рейс из Дудинки в Диксон и подорвался на мине, установленной немецкой подводной лодкой. Погибли два человека, остальных удалось спасти", - сообщает РГО.
Грузовой пароход "Тбилиси" был построен в 1912 году в Германии, 20 лет проходил под немецким флагом и назывался Ramses. В 1933 году его купил Советский Союз.
Первоначально пароход назвали "Тифлисом", но затем переименовали в "Тбилиси". Использовался на Черном море, но во время Великой Отечественной войны его переправили на север. "Тбилиси" был одним из тех сухогрузов, которые действовали в составе полярных конвоев.
Эти суда доставляли в СССР помощь от союзников, в том числе военные грузы по ленд-лизу. В 1942 году "Тбилиси" четырежды пересекал Атлантику, действовал в составе двух полярных конвоев - PQ-9 и PQ-18.
Конвои регулярно подвергались атакам противника, как самолетами, так и подводными лодками. Известно, что "Тбилиси" уцелел, когда немцы потопили четверть судов конвоя PQ-18.
В ноябре 1942 года "Тбилиси" совершил поход в Англию, откуда благополучно вернулся с военным грузом. В марте 1943 года его перебазировали в Архангельск и включили в состав союзного конвоя JW-53.
Пароход совершил несколько рейсов между Мурманском и Архангельском, после чего в составе советского конвоя БА-13 отравился на Диксон, в устье Енисея.
По одной из версий, мина, на которой подорвался "Тбилиси", была установлена немецкой субмариной U-636, которой удалось незаметно проникнуть в устье Енисея. Она заложила магнитные мины, одна из которых уничтожила легендарный сухогруз.
Танк США времен Второй мировой подняли со дна Баренцева моря - фото