Генерал фон Эрдмансдорф известен тем, что он и еще 18 немецких генералов, захваченных в плен в ходе Белорусской наступательной операции, прошли по московским улицам во главе колонны военнопленных. Произошло это 17 июля 1944 года и получило название "Парад побежденных", или операция "Большой вальс".
Как сообщается на сайте ФСБ, фон Эрдмансдорф попал в советский плен в июне 1944 года в ходе первого этапа операции "Багратион", крупнейшей стратегической наступательной операции Красной Армии в Белоруссии.
Ожесточенными выдались бои за Могилев, который немцы планировали превратить в неприступную крепость. Однако советские войска успешно справились с задачей по освобождению города, потери немцев составили более шести тысяч солдат и офицеров убитыми и более двух тысяч пленными.
"В числе пленных оказались два генерала: военный комендант Могилева генерал-майор Готтфрид фон Эрдмансдорф со своим штабом и командир 12-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Рудольф Бамлер, - сообщает ФСБ.
После прохождения по советской столице фон Эрдмансдорф содержался в Лежневском лагере для военнопленных №48 НКВД СССР. Во время следствия в Минске он дал подробные показания о своем участии в войне против СССР".
С полной версией протокола допроса можно ознакомиться на сайте Федеральной службы безопасности, рассекреченные документы теперь находятся в открытом доступе.
17 июля 1944 года по Москве прошли под конвоем колонны пленных фашистовДопрос проводился в Минске 24 декабря 1945 года. На вопрос следователя "Как вы рассматриваете внезапное нападение Германии на Советский Союз?" фон Эрдмансдорф ответил:
"Как большое преступление: во-первых, потому что Германия нарушила договор с Советским Союзом о ненападении, который выполнялся Советским Союзом.
Во-вторых, немецкое правительство обмануло германский народ и мировую общественность о якобы готовящемся нападении со стороны Советского Союза на Германию и происходящей в связи с этим якобы большой концентрации вооруженных сил на границе с Германией".
В-третьих, говорил пленный генерал, эта война, несмотря на существующие международные правила ведения войны, не объявлялась, а нападение было произведено внезапно, причем подготовку к этому нападению гитлеровское правительство вело продолжительное время и концентрировало на границе с Советским Союзом много войск.
"Я считаю преступным сам метод ведения войны на всей территории Советского Союза, в том числе и Белоруссии", - подчеркнул фон Эрдмансдорф. Говоря о своей роли в совершении военных преступлениях, он заявил:
"В разрезе выполнения приказов командира 56-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Офен мною был дан приказ подчиненным мне командирам производить расстрелы пленных комиссаров Красной Армии и аресты коммунистов.
В результате за период с 22 июня 1941 года по сентябрь 1941 года подчиненными моего полка расстрелян один комиссар Красной Армии и арестовано около 600 человек коммунистов - мирных советских граждан, из коих 20 человек расстреляно якобы при попытке к бегству и оказании сопротивления. Остальные же коммунисты были направлены в отдел 1-с 56-й пехотной дивизии, а затем переданы полевой жандармерии и также расстреляны".
Помимо этого генерал признался в том, что по его приказу проводились аресты, заключение в лагеря и насильственная отправка на каторжные работы в Германию советских граждан, целью чего было запугивание местного населения.
"Я лично утвердил 120-125 смертных приговоров, вынесенных тайной полевой полицией советским гражданам, имеющим связь с партизанами. Все они были расстреляны, а трупы сожжены", - признался фон Эрдмансдорф, представший в начале 1946 года перед судом и 30 января 1946 года публично повешенный на Минском ипподроме.
Выставка "Советский Нюрнберг" в Смоленске - фото