В своей работе Мораес и его команда опирались на известные научные данные, в том числе на анализ останков Ивана Грозного, могила которого была раскопана в 1963 году советским ученым Михаилом Герасимовым. Также были приняты во внимание известные портреты Ивана Грозного и исторические источники, описывавшие его.
Мораес обратил внимание, например, на то, что изучение останков правителя в 1960-е годы указало на беспорядочный образ жизни, который он вел, переедание и злоупотребление алкоголем.
В то же время в 1816 году историк Карамзин описывал Ивана IV в его молодые годы так: он был "высоким и стройным; у него были широкие плечи, сильные мускулы, широкая грудь, красивые волосы, длинные усы, римский нос, маленькие серые глаза, но светлые, проникновенные, полные огня...".
"Интересным фактом является то, что в его организме было обнаружено большое количество ртути, что заставило некоторых заподозрить отравление, - говорит Мораес. - Но, учитывая привычки того времени, ртуть могли использовать для лечения каких-то заболеваний".
Реконструировать лицо Ивана Грозного удалось за счет комбинации нескольких методов, в том числе с использованием "живых доноров". С их помощью Мораес и его команда измерили толщину кожи на разных участках черепа и полученные данные интерполировали на череп царя.
Также был применен метод анатомической деформации с использованием цифровых технологий. В данном случае тоже понадобилась помощь волонтера. Его лицо и череп исследователи подвергали цифровой трансформации и видоизменяли их до тех пор, пока они не стали соответствовать размерам черепа Ивана Грозного.
Это позволило визуализировать расположение глазных яблок царя, его носа, ушей, рта и т.д., основываясь на измерениях, полученных при компьютерной томографии живых людей.
В дальнейшем, с помощью цифровой обработки были изменены черты лица, чтобы оно соответствовало возрасту царя на момент его смерти. На заключительном этапе исследователи пытались восстановить прическу, пигментацию кожи и цвет глаз.
Стоит сказать, что Мораес использовал в работе бюст Ивана Грозного, созданный Михаилом Герасимовым в 1960-х годах. Однако та скульптура не имела цветного изображения.
"Поэтому мы искали в литературе хоть какую-нибудь ссылку для создания художественной версии и умозрительных элементов приближения реконструкции к реальному лицу", - отмечает Мораес.
Если цвет глаз был указан у Карамзина, то о волосах в одном из источников упоминалось, что они были рыжими. Однако к моменту смерти царь уже поседел.
Всего было создано девять изображений Ивана Грозного: три черно-белых изображения без волос, три цветных без волос и три цветных с волосами и одеждой.
Они иллюстрируют лицо с закрытыми глазами, поскольку их форму достоверно восстановить не удалось. Относительно пигментации кожи, цвета волос и прически также не было найдено достоверных данных. Но все это восполнило воображение привлеченных к проекту художников.
"У нас получился 3D-бюст, который является результатом объединения всех полученных данных, - поясняет Мораес. - Для нас это был очень интересный опыт, поскольку он включал не только реконструкцию лица, но и изучение истории царя".
В частности, Мораес использовал редкое прижизненное изображение Ивана Грозного, которое было обнаружено в 2017 году с помощью мультиспектральной съемки на обложке книги "Апостол", изданной в 1564 году.
У бразильской команды получилась реконструкция, очень похожая на бюст, созданный Михаилом Герасимовым. Еще одним важным элементом работы можно отметить то, что Мораес опроверг прозвище "самый ужасный человек за всю историю", которым Ивана Грозного наделили на западе.
"Я нашел источники, подтверждающие эпитет "ужасный", но я также нашел и другие доказательства, указывающие на то, что эта слава могла быть преувеличена, например, врагами или политическими противниками", - резюмирует ученый.