Как пояснили в библиотеке, этот книжный памятник является единственным известным комплексом текстов, посвященных преподобному Гермогену Киренскому и Албазинскому, умершему в 1690 году.
"Книга имеет 44 листа, написана на невержированной бумаге мелким писарским почерком XIX века, - сообщает РНБ. - Согласно сведениям, указанным в названии на первом листе, рукопись создана в Киренске в сентябре 1858 года.
На последнем листе рукописи читается сделанная позднее запись о случившемся 21 октября 1864 года пожаре Алексеевской церкви, в которой погребен преподобный Гермоген".
Сейчас эта рукопись входит в ТОП-100 книжных памятников, хранящихся в коллекции РНБ. В библиотеку она поступила еще в 1910 году. Исследователи считают, что переплета у нее тогда не было, он был изготовлен специально силами Императорской Публичной библиотеки.
Рукопись интересна не только своей собственной историей, но и двумя текстами, которые она содержит. Прежде всего, это жизнеописание преподобного Гермогена, внесшего весомый вклад в христианизацию вновь осваиваемых сибирских земель.
"Оно передает лишь главную, основанную в большинстве на предании, канву его миссионерской деятельности в Сибири, но доносит отдельные любопытные отголоски исторических событий того времени - говорят в РНБ. - Указания целого ряда дат и обстоятельств свидетельствуют об использовании при составлении текста монастырских документов".
Для исследователей житие любопытно еще и тем, что в нем наряду с описанием жизни самого Гермогена описываются исторические события, участником которых он был.
Например, крайне интересным выглядит описание осады города Албазина манчжурами и китайцами. Произошло это в июне 1685 года. Воевода Алексей Толбузин крепость сдавать не желал, оборонявшие ее казаки бились до последнего.
У них закончились порох и свинец, но они продолжали сражаться на саблях. В конце концов, воевода согласился сдать крепость, но обязательным условием поставил то, что манчжуры выпустят всех русских из Албазина и не будут препятствовать им в переходе в город Нерчинск.
Условие было принято, русское население свободно выпустили из города, который затем был взят и во многом разрушен. В частности, китайцы до основания снесли основанные Гермогеном Камарский и Албазинский монастыри. Впрочем, в Нерчинске Гермоген основал Введенский монастырь.
Житие рассказывает и о том, как в дальнейшем сложилась судьба плененных казаков. Данные об этом сохранились потому, что вместе с казаками в плен к китайцам попали священники Максим Леонтиев и Димитрий Нестеров. Они были учениками преподобного Гермогена. Судя по всему, им была уготована далеко не худшая доля.
"В Пекине в центре города им было даровано подворье, где они основали Сретенский монастырь и приходскую церковь Успения Богородицы, - сообщает РНБ. - Все албазинцы были причислены к китайскому войску желтого знамени, или к гвардии, и получили титул мандаринов. Пекинский монастырь процветал при покровительстве китайских и российских монархов".
Житие содержит и другие рассказы о казаках. Один из них относится к событиям 1665 года и описывает приезд воеводы Лаврентия Обухова в город Киренгу для надзора за сбором ясака.
"Он озлобил народ до того, что киренские жители напали на судно воеводы, разграбили собранное и убили Обухова. Опасаясь наказания, они решили спастись бегством, - сообщается в описании рукописи.
Рассказывается и о Ерофее Хабарове, знаменитом русском землепроходце. Когда он искал людей для покорения Даурии, бежали к нему "многие ленские жители и тайно, и явно". Последние взяли с собой Гермогена и несколько его учеников.
Достигнув Албазина, разоренного китайцами, на пепелище беглецы заложили Албазинский острог, где Гермоген исполнял долг священника. А во время новой постройки и последней осады Албазина священник помогал воеводе Толбузину советами.