Более полувека пронеслось с тех детских разговоров до встречи с экипажем одного из лучших крейсеров императорского российского флота. В домашнем фотоархиве Владимира Вадимовича Ковина отыскались более двух десятков фотографий моряков, адресованных их сослуживцу Григорию Ивановичу Ковину.
Разглядываешь фотографии, и гордость за дедов берет. Многие с медалями и даже крестами. Все подтянутые, уверенные, крепкие, с ощущаемой даже через сто лет спокойной внутренней силой. Деревенские в основном парни, а какая культура в письме, какое уважение, какое достоинство!
Все обращения к друзьям в традиции тех лет только по имени-отчеству.
"На добрую память товарищу Григорию Ивановичу Ковину от товарища Вашего Кирилла Николаевича Посягина".
"Дарю на добрую и долгую память дорогому и незабвенному товарищу Григорию Ивановичу Ковину. От Василия Алексеевича Фефелова. Прошу не забывать, Гриша".
Есть и его личный снимок, адресованный некой Раисе Матвеевне Норицыной...
Фотографии датируются 1912-1917 годами. В основном они сделаны в 1916 году во французском порту Тулон, где "Аскольд" стоял на ремонте. Но есть и снимки из английского Девонпорта, откуда летом 1917 года корабль отправился в Мурманск для несения службы во "флотилии Северного Ледовитого океана". Ранее отличившись в морских сражениях с японцами в Тихом океане, в военных кампаниях в Индийском и Атлантическом...
Экипаж "Аскольда" относился к числу неблагонадежных для царской власти, и после октябрьского переворота многие "аскольдовцы" перешли на сторону Советов. Не стал исключением и уралец Григорий Ковин. Судьба его оказалась насколько яркой, настолько и трагической...
Григорий Иванович Ковин с крейсера "Аскольд" и его сослуживцы - фотоПосле службы он вернулся в родной Висим и вскоре был арестован пришедшими в Прикамье белыми. Младший брат его, Василий, был расстрелян, а Григорий каким-то чудом уцелел. Позже его отец, фронтовик Иван Александрович Ковин стал председателем соседнего с Висимом Дивьинского сельисполкома, а сам Григорий Иванович возглавил в Висиме местный комбед. В годы коллективизации был избран председателем висимского колхоза "Красный Урал" и погиб в 1934 году от рук вооруженных преступников.
В советский период именем Григория Ивановича была названа одна из улиц в Висиме. На берегу Камы, неподалеку от школы, местные жители устроили простой кирпичный, побеленный известью памятник. Уже в 1989 году благодаря добровольным пожертвованиям удалось установить небольшую гранитную стелу: "Первый организатор деревенской бедноты. Погиб, защищая народное добро. Ковин Григорий Иванович. 1891-1934".
А по соседству со стелой - памятник еще одному моряку, рулевому "Варяга" Г.П. Снегиреву...
Морская душа у сухопутного Висима!