В 80-е гг. XIX в. Лев Николаевич выработал собственное понимание христианства, которое противоречило основополагающим канонам РПЦ1. Классик литературы был верующим человеком, но суть христианства видел в "единой заповеди" любви, "не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга"2. Не верил знаменитый писатель в непогрешимый авторитет Вселенских соборов, поклонение святым, в ад для грешников и даже все "церковные таинства" считал бессмысленным колдовством.
Отпадение или отлучение?
РПЦ, в свою очередь, не могла оставить без внимания "учения, противные Христу и Церкви", такого известного человека Российской империи. В вину ему было поставлено: 1) неприятие догмата Троицы и божественности Иисуса Христа, 2) непочитание всех церковных таинств, 3) неверие в загробную жизнь.
В официальном органе Священного синода в журнале "Церковные ведомости" 24 февраля 1901 г. было опубликовано "Определение" с посланием Святейшего синода N 557 от 20-22 февраля об отпадении графа Толстого от церкви3.
Речь шла именно об "отпадении", а не "отлучении", как иногда ошибочно пишут. Синод констатировал: "Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему граф Толстой в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держались и крепка была Русь святая..."3
Отныне известный писатель и мыслитель не имел права принимать таинств исповеди, причастия и соборования, а также лишался прав быть похороненным в соответствии с православными традициями.
Общественная реакция
25 февраля 1901 г. многие газеты перепечатали этот материал, и практически сразу российское общество, учитывая масштаб личности Толстого, разделилось на два лагеря - от прямой поддержки, солидарности и восхищения до яростной критики, вплоть до отлучения от Церкви "безбожного графа".
Противники писателя придумали изображать Льва Николаевича в "Геенне огненной" (символ Судного дня в христианстве, практически синоним ада). Изображение Толстого в Геенне огненной "по инициативе народных масс" было выполнено на фреске 1911-1916 гг. в поселке Орел Пермской губернии (нынешнего Пермского края).
Поселок Орел (Орел-городок) был основан в 1564 г. как русская крепость на левом берегу Камы солепромышленником Григорием Аникеевичем Строгановым, получившим здесь земли согласно жалованной грамоте Ивана IV Грозного от 1564 г. Именно отсюда в 1581 г. атаман Ермак Тимофеевич пошел на "покорение Сибири"4, о чем гласит надпись на оригинальном памятнике, открытом в 1965 г. (скульптор Л.С. Мартынов). Этот памятник расположен напротив церкви Похвалы пресвятой Богородицы, в которой и находится "поучительная" фреска о "мятежном графе".
В окружении еретиков, сектантов, революционеров
По мнению краеведов Верхнекамья, выполнил эту фреску дедюхинский художник (горный город Дедюхин близ поселка Орел затоплен после строительства и пуска Камской ГЭС в 1954 г.) Иконников (из бывших крепостных), который изобразил Толстого в окружении еретиков, сектантов, революционеров, то есть заведомых грешников. Разумеется, написана она была с благословения священника Петра Иваницкого.
В 1916 г. поселок Орел посетил священник Иаков Шестаков, который в своем "Путеводителе от Перми по рекам Каме до городов Соликамска и Чердыни" писал: "На левой стене Орлинского храма имеется большая картина страшного суда, на которой изображен Л.Н. Толстой, идущий в ад, а перед ним курсистка"5.
Старший научный сотрудник Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова (БИХМ) О.Н. Варнакова рассказывала: "По дошедшей до нас легенде в курсистке селяне узнавали "почитательницу" Толстого учительницу орлинской церковно-приходской школы"6.
Один из основателей Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ), ее директор, собиратель основных коллекций галереи Н.Н. Серебренников (1900-1966) по поводу судьбы фрески "Лев Толстой в аду" в интервью сказал: "По решению трудящихся в 1941 году церковь в селе была ликвидирована. Чтобы роспись сохранилась, из Москвы приехал специалист-реставратор П.И. Юкин. Он перенес роспись со слоем штукатурки на обрамленную деревянную плоскость. В таком виде она и поступила в Усольский музей... Об авторе ее можно сказать лишь то, что это был заурядный ремесленник - "богомаз". Роспись сделана им по типу существующих почти в каждом храме изображений врагов церкви. Только здесь среди противников православия и служителей других культов (языческий жрец, раввин, мулла, старообрядец) на втором плане пристроено изображение Л.Н. Толстого"7.
Юкин был известным реставратором, раскрывавшим фрески в храмах XII-XV вв. в Киеве, Новгороде и других городах. Ему удалось аккуратно снять фреску размером 200 на 140 сантиметров. Изображение было уложено в деревянный ящик и попало в Усольский краеведческий музей (в 10 км от поселка), а оттуда в город Березники, возникший в 1932 г. на левом берегу Камы напротив Усолья. Однако переезд для фрески "Лев Толстой в аду" оказался плачевным.
Утраченное произведение
Старший научный сотрудник Усольского историко-архитектурного музея "Палаты Строгановых", старейший краевед Прикамья В.А. Цыпуштанов рассказывал: "Фреска 14 лет хранилась в запасниках Усольского музея. В 1954 г. коллекции из Усолья в Березники перевозили на лошадях. И так получилось, что телега, на которой везли эту самую фреску, съехала в кювет. Не помню почему, кажется, колесо отвалилось. Телега упала на бок, деревянный ящик, в котором была фреска, упал на землю, и она разбилась на мелкие кусочки. И сегодня в музее в акте о списании экспонатов, поврежденных при перевозке из Усолья, от 12 июня 1955 года можно прочитать: "Икона страшный суд" - цена 30 рублей, "Л.Н. Толстой в аду" - изображение на фреске - 50 рублей"8.
В результате инвентаризации документального фонда в Березниковском историко-художественного музее был обнаружен комплекс документов и фотография фрески. Несмотря на многочисленные заломы на фото, пожелтение, следы от попадания влаги, отсутствие нижнего правого угла, порыв по правому краю картона на обороте, сегодня можно все-таки рассмотреть первый вариант этой росписи.
В 1943 г. церковь Похвалы пресвятой Богородицы в поселке Орел была возвращена верующим, и часть предметов культа из Усольского краеведческого музея в 1946 г. тоже была возвращена церкви, но разбитую фреску "Лев Толстой в аду" никто реставрировать не стал.
В скором времени в орлинской церкви изображение Л.Н. Толстого, идущего с грешниками в ад, появилось вновь и на том же месте. Сюжет повторяется, но на первоначальный вариант даже отдаленно не походит.
Кто выполнил новую фреску, служители орлинской церкви не знают. Упомянутый старейший краевед прикамья В.А. Цыпуштанов рассказывал, что это был специально приглашенный из Москвы художник, выполнивший заказ во второй половине 1950-х гг.8
Позиция современной церкви
В годы советской власти ни РПЦ, ни новая коммунистическая власть своего отношения к Льву Николаевичу не изменили. В СССР высказывания классиков марксизма-ленинизма были истиной в последней инстанции. "Вождь мирового пролетариата" В.И. Ленин посвятил несколько работ Толстому. Чего только стоит одно тезисное название его труда "Лев Толстой, как зеркало русской революции", в котором он отмечал: "Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества..."9
Потомки Л.Н. Толстого в 2001 г. обращались в патриархию с просьбой об отмене "определения", но им было отказано. С аналогичным прошением (проявить к Толстому сострадание) в 2010 г. к патриарху Кириллу обращался доктор юридических наук, профессор С.В. Степашин, тем не менее РПЦ было заявлено, что "Определение" Святейшего синода от 1901 г. об "отпадении" Л.Н. Толстого от Церкви не может быть снято с человека, который сам себя отверг от Церкви.
- 1. Толстой Л.Н. Исследование догматического богословия // Полное собрание сочинений в 90 томах. Академическое юбилейное издание. М., 1935. Т. 23 (произведения 1879-1884). С. 60-303.
- 2." Ответ на постановление Синода от 20-22 февраля и полученные мною по этому поводу письма". 1901 г. Источник: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/227.php
- 3. Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г. N 557 с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом // Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде. СПб., 1901. N 8 (февраль). С. 45-47 (еженедельное издание с прибавлениями).
- 4. Миллер Г.Ф. История Сибири. Л., 1937. Т. 1. С. 212.
- 5. Шестаков Я. Верхнекамский край. Путеводитель от Перми по реке Каме до городов Соликамска и Чердыни. Ярославль, 1916. С. 7-8.
- 6. Полевые материалы автора (ПМА). Беседа со старшим научным сотрудником Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова Ольгой Николаевной Варнаковой 19.11.2016 г. в г. Березники Пермского края (информант: О.Н. Варнакова, 1958 г.р.)
- 7. Серебренников Н.Н. "Страшный суд" (ответ читателю) // Уральский следопыт (Екатеринбург). 1961. N 8 (август). С.18-19.
- 8. ПМА. Беседа со старшим научным сотрудником Усольского историко-архитектурного музея "Палаты Строгановых" Виктором Александровичем Цыпуштановым 22.05.2021 в г. Березники Пермского края (информант: В.А. Цыпуштанов, 1940 г.р.)
- 9. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полное собрание сочинений. Т. 15. С.179-186.