29 июня 1959 года на площади Коламбус-серкл в Нью-Йорке, открылась экспозиция СССР. Советский Союз отправил на выставку макеты спутников, атомных электростанций, атомоходов, космических ракет, ледоколов и синхрофазотронов. Также американцам представили советскую сельскохозяйственную технику, автомобили, телевизоры и одежду. Основной задачей делегации из СССР было создание образа развитой социалистической державы, не отстающей ни в чем от западных капиталистических стран.
И вот пришел черед Штатов. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон 24 июля 1959 года в Москве, в Сокольниках, открыли выставку с официальным названием "Промышленная продукция США". Кстати, именно с нее началась регулярная выставочная деятельность в Сокольниках, которая успешно продолжается до сих пор. Изначально выставку планировали устроить в Парке Горького, но площадка на берегу Москвы-реки оказалась тесноватой для воплощения в жизнь амбициозных американских идей, поэтому выбор пал на Сокольники.
Под выставку была отведена территория парка в несколько гектар. Здесь был создан настоящий выставочный городок, состоящий из трех оригинальных павильонов и одноэтажного "типичного американского дома" с характерным интерьером и полным набором бытовой техники.
Самым интересным павильоном в архитектурном плане стала работа знаменитого американского инженера Ричарда Фуллера. Готовый павильон он увенчал золотым рельефным куполом. А внутри него семь огромных экранов демонстрировали фильм о жизни американской семьи. Простояла конструкция довольно долго, его демонтировали только в 1983 году. Также к выставке на территории парка были обустроены аллеи, экспозиционные площадки, искусственные водоемы и множество цветочных клумб.
Демонстрировать результаты своих научных достижений американцы не стали. Решили брать другим. Они привезли в СССР "сюпермаркет" - тогда в официальных документах это слово так и писалось. Сейчас их в Москве полным-полно, а тогда, можно сказать, открылся первый. В нем на просторных полках лежали абсолютно любые продукты в огромных количествах. Еще американцы привезли "драгсторы" - американские аптеки, в которых можно было не только купить лекарства, но и позавтракать, выпить содовой или съесть мороженое. В общем, показали повседневную жизнь обычного американца.
Расчет оказался верным. Экспозиция стала настоящим "окном в Америку". На новейшие автомобили марок "Форд" и "Дженерал Моторс", высокотехнологичные компьютеры, посудомоечные машины, на роботов-пылесосов, телевизоры, кухонные комбайны и электрические соковыжималки, а также заграничную одежду, обувь, косметику москвичи, да и не только они, отправились смотреть с невероятным интересом.
За шесть недель, что продлилась выставка, ее успели посетить около 3 миллионов человек. Это при том, что на билеты существовала квота. Выдавали не более 50 тысяч штук в день. Но где наша не пропадала. Некоторые умельцы научились подделывать входные билеты, что оказалось не так уж сложно. Например, художник, участник нонконформистского движения Анатолий Зверев просто рисовал их для себя и своих знакомых.
Советские СМИ, тем не менее, освещать мероприятие нужным не посчитали. Видимо, чтобы не создавать еще больший ажиотаж вокруг него. Единственное, что просочилось в прессу, это спор между Никсоном и Хрущевым, получивший название "Кухонные дебаты". Спорили о том, чья система лучше - капиталистическая или социалистическая, прямо в макете американского дома на укомплектованной всей мыслимой и немыслимой техникой кухне. Некоторые исследователи утверждают, что свою "Кузькину мать" Хрущев впервые упомянул именно здесь, в пылу словесного пикирования с американцем.
Отдельной частью выставки стал показ американской моды. Контраст между "стилем" советских женщин и тем, как были одеты модели, грациозно плывущие по подиуму, был ошеломляющим.
Завершал экспозицию раздел современного искусства. Для выставки в Москве привезли среди прочего полотна знаменитого абстракциониста Джексона Поллока, который создавал картины, разбрызгивая краску на холсты с кистей. Сегодня эти полотна стоят огромных денег. А тогда для наших художников-нонконформистов все увиденное казалось другим, новым, неизведанным и от этого еще более манящим миром.
Восхищались увиденным на выставке не все. Сохранились и весьма сдержанные, даже негативные отзывы. Посетители жаловались на недостаточное количество технических и научных экспонатов. А некоторые и вовсе возмущались. Некто П. Корзинкин в своем отзыве написал так: "И это Америка? Страна Эдисона и других великих изобретателей? Какой-то "ширпотреб" - кастрюли, тряпки, клозетная бумага... Понятно, почему американцы отстают со спутниками".
Но все-таки большинство зрителей были поражены, насколько более комфортным и благополучным был быт простого американского гражданина по сравнению с бытом советских граждан. На это, собственно, и был расчет заграничных организаторов экспозиции.
Одним из ярких и запоминающихся событий на выставке стала бесплатная дегустация заморского напитка "Пепси-кола". Наливали ее советским гражданам специально обученные девушки из автоматов в одноразовые стаканчики. И, несмотря на то, что в "Медицинской газете" активно писали о вреде газировки, на выставке было выпито около трех миллионов стаканов пепси. Вкус ее нравился не всем. Один из посетителей даже назвал газировку "гуталиновым настоем с еловым отваром". Но через пару десятилетий "Пепси-кола" все же стала желанным напитком для жителей СССР.
Да что там простые советские люди, даже Никита Хрущев выпил пару стаканчиков пепси. На этот отважный шаг его вдохновил Ричард Никсон, а того, в свою очередь, директор компании PepsiCo Дональд Кендалл. В то время производитель рекламировал напиток под слоганом "Будь общительным, пей "Пепси"!" ("Be Sociable, Have a Pepsi!"). Фотография пьющего американскую газировку Хрущева облетела многие западные издания. Под ней стояла остроумная подпись: "Хрущев хочет быть более общительным".
Конечно, американский сервис поражал советское воображение. На выставке вечно улыбающиеся девушки раздавали значки и проспекты, готовы были проконсультировать по любому вопросу и крутили рекламные видеосюжеты на тему сказочной "заокеанской жизни". Это был первый наглядный урок капитализма для советской России.