Как объяснил заведующий отделом "Городище и некрополь" Государственного музея-заповедника "Херсонес Таврический" Даниил Костромичев, колодец с артефактом находился за пределами древних оборонительных стен. Вероятно, с этим связано то, что скульптура сохранилась в относительно хорошем состоянии, учитывая ее возраст.
Удивило исследователей, как именно было заполнено сооружение. Сверху - порядка пяти метров - каменная насыпь. Грунт и фрагменты керамики, как это обычно бывает, практически отсутствовали. Фрагмент той самой мраморной скульптуры находился в основании каменной забивки.
"Он представляет собой постамент в форме алтаря, на котором мы видим часть скульптурной композиции: мужские ноги, обутые в мягкие сапожки, с остатками копыт лежащих рядом животных", - рассказал ученый в беседе с РИА Новости.
Исследователи установили, что это известный в раннехристианском искусстве образ Доброго Пастыря. Скульптурное изображение - отсылка к идеям прощения, раскаяния и покаяния.
"Добрый Пастырь стал образом самого Христа. В Евангелии от Иоанна Христос сказал о себе: "Я пастырь добрый. Пастырь добрый полагает душу свою за овец", - напомнил Даниил Костромичев.
Предполагается, что скульптура когда-то являлась частью опоры литургического стола. В III-IV веках нашей эры существовала традиция украшать ножки-опоры скульптурой с аллегорическими образами. Сам же стол когда-то был частью литургического пространства раннехристианского храма.
Наиболее ранние археологические артефакты, сохранившиеся со времен распространения христианства в Херсонесе, относятся к концу III - началу IV века нашей эры, уточнили исследователи.
Так же они рассказали, что Херсонесская епархия была образована в последней четверти IV века. Как выглядели первые христианские храмы города, неизвестно, но добытые находки, подобные скульптуре со дна колодца, вероятно, были частью их интерьеров.
Новая находка позволит расширить наши представления о Херсонесе в позднеантичный период.
Раскопки в южном пригороде Херсонеса Таврического