Здесь иконы, картины, документы, книги - всего более трех сотен экспонатов из 10 музеев и частных коллекций. Для восприятия случайно заглянувшего посетителя экспозиция непроста: скрытая символика, игра метафорами, сложная планировка. Навигатором служат "подсказки"-пояснения - на стенах черным по белому все подробно расписано. К прочтению обязательно для полноты погружения.
Сотворение мира иллюстрирует икона из Третьяковской галереи: суша отделилась от воды, появились первые звери, следом - история Адама и Евы. Огромные врата - портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря - почти падают на зрителя, давят роскошью и мощью. Изготовили их в XVII веке мастера Троице-Сергиевой Лавры.
Витиеватая золоченая резьба с райскими цветами и птицами ретранслирует мысль о том, что там - в Раю неземном - все прекрасно. Осмыслением того, что же произошло в Саду, занимались даже русские авангардисты, казалось бы, полностью захваченные идеями революции и новых форм подачи в искусстве. К примеру, Наталья Гончарова плотно занималась темами библейских сюжетов. На выставке можно увидеть несколько ее графических работ на эту тему из собраний Третьяковки.
Вооружившись познаниями о Рае небесном, люди старались создать собственный - прижизненный. Монастыри, царские дворцы и усадьбы становились примерами воплощения этой идеи. И Коломенское в XVII веке стало именно таким местом. Сады здесь разбили одновременно со строительством дворца царя Алексея Михайловича.
Яблоки из Вознесенского сада поставлялись к царскому столу. Помимо плодовых сажали и другие деревья - дубы, кедры и пр. Цветочные орнаменты Коломенского в резьбе, изразцах и росписях - тоже попытка сотворить рай на земле. Это сходство современники не могли не подметить, так богослов Симеон Полоцкий сравнивал дворец в Коломенском с домом царя Соломона.
К слову, поизучать рай земной можно не только по образцам росписей и витиеватой каменной резьбе колонн, но и по планам благоустройства Коломенского разных лет или чертежам царской резиденции в Измайлове, где был даже свой зверинец.
В искусстве советской поры образ сада, как райского места отдыха от тревог и забот, тоже присутствует. Но здесь это свой персональный маленький рай. Примеры этого можно увидеть в последнем разделе выставки. На огромном лучащимся светом эскизе росписи санатория "Горный" в Ялте мать поднимает дитя к свету в яблоневом саду. Место напоминает райские кущи.
"Портрет садовника на веранде" Роберта Фалька - главный герой будто размышляет, что же ему делать с растениями, как приумножить это райское наследство. А в графике Александра Тышлера "Девушка с фруктами", героиня будто Ева уже собрала запретные плоды и протягивает нам один из них.
Выставка будет работать до 29 сентября, для полноты восприятия организаторы рекомендуют совместить ее посещение с прогулкой по яблоневым садам Коломенского.