В РГО отметили, что "борт Тюрикова" стал не только одним из самых интересных, но и одним из самых важных экспонатов, представленных на фестивале. Этому предшествовал напряженный труд многих людей.
"Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" - масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации в 2016-2017 годах из таймырской тундры уникального самолета С-47 "Дуглас", который во время Великой Отечественной войны был доставлен в СССР из США по трассе Алсиб в рамках программы ленд-лиза", - сообщается на сайте организации.
Восстановление легендарного "Борта Тюрикова"Специалисты называют этот самолет уникальным потому, что он является оригинальным продуктом производства США. В музейных коллекциях такого самолета до последнего времени не было. Более известен советский аналог - самолет Ли-2.
Советский Союз приобрел лицензию на право его производства на своей территории, процесс сборки был налажен в Ташкенте. "Борт Тюрикова" получил свое прозвище из-за событий 1947 года.
Известно, что 23 апреля 1947 года "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в таймырской тундре. Командиром экипажа был 36-летний Максим Тюриков. Ему удалось посадить стремительно терявший высоту самолет на обледенелое болото.
Официальные данные показывают, что связь с самолетом пропала примерно через полчаса после его взлета. На борту находился экипаж и 26 пассажиров. Пилоты успели передать, что попали в снежный заряд, после чего связи с бортом больше не было.
Были организованы масштабные поисковые работы, которые велись, в том числе, с использованием самолета Ли-2. 11 мая 1947 года провели эвакуацию выживших. Всего в тот день с места посадки "Дугласа" было эвакуировано 22 человека - два члена экипажа и 20 пассажиров.
Остальные, как выяснилось, во главе с Тюриковым отправились искать подмогу. Сам Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов трагически погибли. В 2007 году с высоты были сделаны первые снимки "Дугласа", который к тому моменту уже 70 лет простоял в тундре.
В 2017 году стартовал проект РГО по спасению исторического самолета. Работать приходилось в суровых климатических условиях. Воздушное судно успешно удалось эвакуировать из тундры.
Самолет был разобран и по частям доставлен на аэродром Мочище, где его поместили в специальный ангар. С тех пор борт бережно реставрируют специалисты новосибирской компании "Геликоптер".
В работе используются архивные документы, координирует проект реставрации Красноярское краевое отделение РГО. Сложности с реставрацией возникли еще и из-за логистических проблем, связанных с доставкой из-за рубежа оригинальных запчастей и материалов.
Реставраторы стараются восстановить облик самолета в строгом соответствии с историческими данными. Завершить работы планируется к концу этого года, после чего "борт Тюрикова" вернется в Красноярск в качестве интерактивного музейного экспоната.