Необычную, хорошо запечатанную бутылочку я получила на память о дне, когда вместе с дайверами отправилась в "очередной поход" к "Walamon luostari", в Никоновскую бухту Валаама. День оказался в плане находок удачным. Но обо всем по порядку.
Судно, ныне погруженное в холодные воды Ладоги, было построено в 1860-х годах в Швеции и имело другое название. Затем его владельцем стал купец, занимающийся лесозаготовками. В 1914 году из-за вылетевший заглушки на вентиле парового котла получил смертельные ожоги машинист, само судно повреждено не было. В 1931 году из-за банкротства купца было выставлено на торги. Новым владельцем стал Валаамский монастырь, который переоборудовал корабль под перевозку паломников. Тогда судно и получило название "Walamon luostari". Перед Зимней волной его забрали для нужд военно-морского флота Финляндии.
Архивные фото затонувшего на Валааме судна "Walamon luostari"Зимой 1939-1940 года судно стояло в Никоновской бухте. 22 января во время авианалета одна из бомб попала в корму, еще две упали рядом. Произошел мощный взрыв, на судне начался пожар. "Walamon luostari" затонул. И только спустя почти 80 лет, в 2019 году, был случайно обнаружен дайверами из Орла, приехавшими на Валаам с главной целью - найти под водой исчезнувшие колокола с храма Никольского скита. Колокола были сняты с колокольни и подготовлены к вывозу в Финляндию, как и остальное монастырское имущество. Однако колокола вывезти не успели. Где они - загадка и поныне.
Естественно, была проведена большая работа, чтобы идентифицировать корабль, восстановить по архивным документам его историю. А когда дайверы вернулись на Валаам в следующем сезоне, то обнаружили, что на судне кто-то побывал: некоторые предметы, которые видели на борту, исчезли. В том числе непонятно куда делся судовой колокол - рында, которого не могло не быть на борту. Поэтому было принято решение поднимать артефакты, идентифицировать их, передавать в музеи. Так что дайверы находятся в контакте со специалистами Института археологии РАН. Нынешняя экспедиция проходит совместно с Центром подводных исследований 1XPEDITION.
- Любой найденный предмет на дне, который не имеет истории, на мой взгляд, бездушный предмет. А артефакт с историей - это музейный экспонат. Если, например, якорь, бутылка, даже пуговица и башмак имеют клейма, можно определить производителя, время, - подчеркнул Сергей Куликов, начальник экспедиции.
…В тот день готовились к погружению Сергей Куликов и Андрей Петров (оба имеют и сертификаты дайверов, и удостоверения водолазов). Общий вес оборудования, которое каждый из них надевает на себя - около 40 килограммов, из них 15 - пояс-утяжелитель. Чтобы сразу спуститься именно на судно, ориентируются по тросу, который ранее закрепили на "Walamon luostari" и вывели на поверхность. Согласно технике безопасности, один человек не должен погружаться - обязательно кто-то должен страховать. Поэтому "уходят под воду" вдвоем. На поверхности остаются только круги от пузырьков выдыхаемого воздуха.
Не прошло и 20 минут, как из воды появляется Андрей Петров с противогазом в руке. Как потом определили на борту - финский военный. Следующими находками стали: лыжная палка финского снайпера, женские туфли на каблуке, металлическая вешалка, ножки от раскладного стула, эмалированное ведро (на дне отпечатан шведский герб), бутылка- предположительно с ликером, бутылки с молоком, произведенным на валаамской ферме и внешне прекрасно сохранившимся (ну, разве что молоко превратилось в простоквашу), металлическая пуговица с якорем и надписью "Helsinki".
- Вы нам принесли удачу. Новичкам везет, - улыбаются дайверы.
Дайверы обследуют пароход "Walamon luostari"Сергей Куликов поясняет, что находка противогаза и лыжной палки подчеркивает: последним владельцем корабля были именно финские военные, а не монастырь. То есть "Walamon luostari" действительно забрали для нужд военно-морского флота. Что касается бутылки с ликером - то это вообще первое спиртное, найденное дайверами на борту этого корабля за все время. Видимо, употребляли военные сей напиток.
Спрашиваю, как ощущения? Говорят, что голова мерзнет: это на верху жара и солнце, а на глубине всего плюс шесть. Но когда ныряли месяц назад при плюс трех, было ощущение, что "руки отваливаются" от холода. Но именно более-менее постоянная низкая температура на дне, отсутствие живности, ил являются хорошими консервантами для затонувших предметов.
- Страшно?
- Нет, у нас огромный опыт. Если четко соблюдать все правила безопасности - почти 100-процентная вероятность, что все будет хорошо. А в экстремальной ситуации главное - не впадать в панику, а собраться с мыслями, успокоиться, и решение будет найдено, - поясняет Сергей. - Самое опасное, что может встретиться в Ладоге - естественно не акула (их тут нет), а неразорвавшиеся боеприпасы. Прошлым летом обнаружили в Ладоге баржу, полную снарядов. Сразу сообщили в силовые структуры.
Задаю самый неудобный вопрос: есть ли на судне человеческие останки? Отвечают, что конкретно на этом - нет. И они не нашли, и в архивах нет сведений о жертвах при затоплении в 1940 году. Наоборот, сказано, что все спаслись. Но так бывает не всегда. Например, в реке Зуша ими был найден сбитый немцами самолет. С летчиком. По номеру на двигателе узнали подробности: летчик Алексей Принцев, родом из Псковской области. Вылетел на боевое задание и не вернулся. Считался пропавшим без вести. Похоронили с воинскими почестями в деревне на берегу реки. Еще одна судьба защитника Отечества стала достоянием истории.
А самыми главными находками за время поисковой работы в акватории Валаама считают стальной кованый трехсоткилограммовый якорь, керамическую икону Святителя Николая (найдена на Николин день, с которого официально начинается паломнический сезон), и бронзовый крест - навершие мачты (хранятся в валаамском музее). Крест - интереснейший. В нижней части - шар с отверстиями. Долго думали, для чего, изучали старинные фотографии. Выяснили: с помощью шара закреплялись тросики с флажками, с которыми корабли в парадном строю идут.
Все увиденное на дне Ладоги у берегов Валаама вдохновило дайверов на создание документального фильма об истории судна, с применением 3D-технологий. В этом году лента была представлена публике и называется "Пароход времени "Валаамский монастырь".
Дайверы поделились с журналистом "Родины" мечтой найти на дне Ладоги артефакты, подтверждающие время основания Валаамской обители. Историки выдвигают разные версии - от X до XVI века, и большинство склоняется к XIV веку. Но, безусловно, история Валаама уходит дальше вглубь веков. Возможно, через эти края проходил путь Андрея Первозванного. Достоверно известно: люди были здесь и до христианства.
- Притяжение Валаама велико. Этого не объяснить словами. Мы начали сюда приезжать с 2016 года - тянет. Знаете, есть такая "местная болезнь" - "валаамка". Это когда не можешь не поехать на Валаам. Вся наша экспедиция успела заразиться, - улыбаются дайверы.
Отлично знаю. Сама страдаю "валаамкой" много лет. А презентованную бутылку с молоком отдам на анализ в специализированную лабораторию.
Схема поиска подводных артефактов:
- 1. Изучение исторических документов, карт.
- 2. Исследование с помощью приборов, в том числе гидролокатора бокового обзора. Однако изображение, появляющееся на мониторах, достаточно сложно идентифицировать.
- 3. Подводное обследование. Если нужно запечатлеть объект - первым к нему спускается дайвер с видеокамерой, пока вода еще не замутнела от потревоженного действиями человека ила.
- 4. К идентификации предметов подключают специалистов из центра подводного наследия Института археологии РАН. Они определяют историческую ценность артефакта и его значимость для музейной экспозиции.