На самом деле, кинофестиваль в Москве проводили еще в феврале 1935-го. Но состоялся он лишь раз и в официальную хронологию не включен. Возродить этот праздник кинематографа в СССР удалось только в послевоенные годы по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. С 1959 года ММКФ начал проходить регулярно по нечетным годам, а с 1995-го стал ежегодным.
День открытия Московского кинофестиваля превратился в настоящий народный праздник. 3 августа москвичи с удовольствием гуляли по улицам, в ажиотаже толпились у кинотеатров. А особенно удачливые попадали на заветный сеанс и смотрели диковинные зарубежные фильмы.
Международное жюри фестиваля возглавил знаменитый советский режиссер Сергей Герасимов. В состав жюри в основном вошли кинематографисты из соцстран, но не только из них. На кинофестиваль в СССР приехали также представители Бельгии, Франции, Японии и Великобритании.
Первый советский кинофорум посетили и известные актрисы мирового кино. Французская актриса Эммануэль Рива, сыгравшая главную роль в фильме режиссера Алена Рене "Хиросима, любовь моя!". Итальянская актриса и супруга кинорежиссера Федерико Феллини Джульетта Мазина, а также французская актриса русского происхождения Марина Влади.
Главный приз фестиваля назывался просто "Большой приз". Достался он пронзительной драме "Судьба человека" режиссера Сергея Бондарчука, сыгравшего главную роль в кинокартине. Правда, сразу же после торжественной церемонии почетный приз у Бондарчука забрали и отвезли на "Мосфильм". Так в то время было положено: все грамоты, призы и знаки отличия хранились исключительно на киностудиях. Ведь награды были собственностью страны. Так что статуэтку "Большой приз" вручили вдове Сергея Федоровича - актрисе Ирине Скобцевой - на Московском кинофестивале только в 2008 году.
Золотые медали ММКФ 1959 года присуждены картинам "Мы - вундеркинды" немецкого режиссера Курта Хофмана, "Бегство из тени" чехословацкого режиссера Иржи Семене и "Настанет день" пакистанского режиссера Аджая Кардара.
Серебряной награды был удостоен китайский фильм "Новая история старого солдата" режиссера Шень Фу. А дипломами фестиваля отмечены японская кинокартина "Незабываемая тропинка" режиссера Кодзи Сима и французская кинолента "Приговор" режиссера Жана Валера.
Серебряными медалями были отмечены польские актеры Венчислав Глинский, Бронислав Павлик и Александр Севрук за участие в фильме "Орел", монгольская актриса Пурэвийн Цэвэлсурен за киноленту "Посланец народа", индийский композитор Устад Вилаят Хан за музыку к драме "Музыкальная комната", а также британский режиссер Льюис Гилберт за работу с юными исполнителями в драме "Крик с улиц".
Первый Московский международный кинофестиваль проходил на самом высоком уровне. Его гости были приятно удивлены и приемом, и организацией. Екатерина Фурцева лично следила за тем, чтобы все советские актрисы выглядели достойно на фоне мировых звезд. Поэтому для той, кто не смог сам обзавестись вечерним платьем, по специальному распоряжению наряд шили в ателье ЦК партии.
При всем при этом ММКФ не был исключительно праздником элиты. Это просто был народный праздник хорошего кино.
В 1972 году Московский кинофестиваль получил регистрацию Международной ассоциации кинопродюсеров и вошел в группу фестивалей класса "А" наряду с такими мастодонтами, как Берлинский, Венецианский и Каннский. ММКФ был признан одним из наиболее престижных мировых кинофорумов.
Сначала высшей наградой Московского фестиваля был Большой приз, затем - Золотой приз, а с 1989 года победителям вручают золотую статуэтку "Святой Георгий", дизайн которой год от года меняется.
Сегодня, в рамках Московского международного кинофестиваля, помимо конкурсного показа, можно увидеть ретроспективы фильмов лучших представителей мирового кинематографа, посетить дни памяти, научные семинары и конференции, а также Форум молодых кинематографистов, который проводится регулярно, начиная с 1997 года.