05.08.2024 08:30
"Родина"

Шестьдесят лет назад вышло постановление о высадке советских космонавтов на Луне

Шестьдесят лет назад вышло постановление о высадке советских космонавтов на Луне
Текст:  Наталия Ячменникова
3 августа 1964 года, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О работах по исследованию Луны и космического пространства".
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Документ вышел под грифом "СОВ. СЕКРЕТНО Особой важности".

Впервые на высшем уровне прозвучала амбициозная задача: облет Луны человеком на пилотируемом космическом корабле с возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю УР-500, космическому кораблю и комплексу облета Луны в целом - ОКБ-52, генеральный конструктор Владимир Челомей); осуществление высадки экспедиции на поверхность Луны с помощью ракеты-носителя Н-1 с последующим ее возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю Н-1, космическому кораблю и комплексу высадки экспедиции в целом - ОКБ-1, главный конструктор Сергей Королев).

Советская лунная программа

В постановлении указывались конкретные сроки: облет Луны с одним или двумя космонавтами на борту - 1966 - первое полугодие 1967 г.; высадка экспедиции на поверхность Луны - 1967-1968 годы.

Эта программа была утверждена на три года позже, чем американский проект "Аполлон".

"Луну американцам не отдавать!" - знаменитая фраза Никиты Хрущева. Споры об итогах лунной гонки, ее результатах и  была ли она вообще, идут до сих пор. Но есть факты, которые не оспариваются: СССР - первый в космосе, США - первые на Луне.

Четыре пуска ракеты-носителя Н-1 были выполнены с 1969 по 1972 годы, все - аварийные. Лунный проект закрыли в 1974 году. Однако, по словам специалистов, конструктивно-компоновочная схема ракеты-носителя Н-1 до сих пор считается уникальной для ракет космического назначения.

Почему все-таки советские космонавты не долетели до Луны? Вот что рассказывал "РГ" один из ближайших соратников Сергея Королева - академик Борис Черток.

"- В чем была главная ошибка? В отказе от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях.

Кстати, эту ошибку прекрасно учел Валентин Петрович Глушко, когда стал генеральным конструктором и когда создавалась ракета "Энергия". Он поставил условие военно-промышленной комиссии: "Энергия" должна пройти полную огневую отработку на земле. Что тут поднялось! Все министерство было против. Но Глушко стоял насмерть: либо строим стенд, либо я снимаю с себя ответственность за то, что ракета будет создана. И он победил.

Как готовили экипажи луноходов. Интервью водителя первого "лунного трактора" Вячеслава Довганя

- Кто конкретно поставил точку в лунной программе?

Борис Черток:  Было много споров, дискуссий, совещаний. Собралась группа, которую возглавлял Мстислав Всеволодович Келдыш. Здесь же были министр общего машиностроения Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Федорович Устинов.

Собственно, эти три человека и пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать лунную гонку. Королева уже не было. Главным конструктором стал Василий Павлович Мишин. Мы, разработчики, вышли с предложением нового, более мощного проекта. Американцы в 1972 году уже прекратили полеты на Луну. Поэтому было ясно: мы их обгоним, если только построим базу на Луне. А для этого надо иметь несколько измененный вариант пусков. Но вот эта "троица" с нами не согласилась. И средств мы не получили.

- Понятно, что окончательно прикрыть программу могло только Политбюро.

Борис Черток: Внутри ЦК я всей кухни не знаю. Важен конечный результат. Было принято постановление: разработку Лунной программы на базе Н-1 прикрыть. Убытки в размере порядка 4,5 миллиарда рублей списать и приступить к новым работам.

- К разработке многоразовой системы "Энергия - Буран"?

Борис Черток: Вообще-то Глушко был против "Бурана".

Он хотел разрабатывать тяжелые ракеты и не только строить базу на Луне, но и совершать межпланетные путешествия. Ракета "Энергия" получилась универсальная. До сих пор сохранился макет лунного города. Гарантирую, кабы не реформы начала 90-х годов, мы бы уже базу на Луне имели".

Между тем, многие считают, что никакой лунной гонки не было. Так, по словам бывшего ведущего конструктора по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и "Энергия-Буран" Владимира Бугрова, это самый настоящий миф. Вот отрывок из его интервью  "РГ":

"- Никакой лунной гонки не было. Это миф. Давайте заглянем в историю. В декабре 1959 года Совмин принял архиважный документ - постановление "О развитии исследований по космическому пространству". Это первая наша космическая программа, которая чуть позже конкретизировалась еще одним постановлением. Приоритетной была определена межпланетная пилотируемая программа. Кроме первых полетов человека в космос предписывалось "создание ракетной системы со стартовым весом ракеты-носителя порядка 1000-2000тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля (ТМК) весом до 60-80 тонн". И никаких упоминаний об экспедиции на Луну. Никакой "лунной гонки" с американцами.

- Ведь президент Кеннеди после полета Юрия Гагарина объявил высадку американских астронавтов на Луну национальной задачей?

Владимир Бугров: Да. Это был их реванш: даже не столько технический, сколько политический… А мы продолжали заниматься своим делом, по своим планам. Так, уже летом 1962 года были разработаны проектные материалы по ракете Н-1, тяжелому межпланетному кораблю и экспедиции на Марс. Королев представил их экспертной комиссии под председательством президента АН СССР Мстислава Келдыша. И они были одобрены. Я непосредственно разрабатывал эти проектные материалы и готовил их для доклада Сергея Павловича на комиссии.

Фотоматериалы по разработке и запуску "Лунохода-1"

- То есть никто после решения Кеннеди не собирался догонять и обгонять американцев?

Владимир Бугров: Заявляю совершенно ответственно: никаких проектов экспедиции на Луну до 1964 года не существовало. Как и соответствующих подразделений в ОКБ-1. Но, безусловно, реакция на американские замыслы была.

Скажем, когда начались работы по ракете Н-1, Валентин Глушко отказался разрабатывать для нее кислородно-керосиновые двигатели и навсегда рассорился с Королевым. Разработку поручили Николаю Кузнецову, конструктору авиационных двигателей. А Глушко разрабатывал двигатели на азотной кислоте для ракет Янгеля и Челомея. В апреле 1962 года Хрущев подписал постановления, поручившие им разработку тяжелых ракет. И тем самым спровоцировал непримиримую конкуренцию между талантливыми конструкторами. Они начали соревноваться, чьи бумажные проекты произведут на Хрущева большее впечатление. Все это привело к самым негативным последствиям.

- Каким?

Владимир Бугров: Мы лишились экологически чистых носителей среднего класса. А главное, Королеву перечеркнули возможность опережающих летных испытаний верхних ступеней ракеты Н-1.

- Но постановление по лунной программе не отменяло марсианской?

Владимир Бугров: Нет. Королев объединил их. И это давало возможность приступить к разработке второго важного элемента экспедиции на Марс - посадочного корабля с отработкой его прототипа на Луне. Однако возникли проблемы с грузоподъемностью ракеты Н-1. То, чего хватало для выведения на орбиту высотой 300 км фрагментов марсианского комплекса с последующей их сборкой на орбите, оказалась недостаточно для экспедиции на Луну по однопусковой схеме. А сборка на орбите усложняла проект. Начались мучительные доработки ракеты.

Часто приходя смотреть, как продвигается работа, он заботился о том, чтобы элементы лунного комплекса можно было применить в марсианской программе: лунный посадочный корабль должен был стать марсианским посадочным, а лунный орбитальный корабль должен был заменить корабль "Союз", который главному конструктору не очень нравился. С весами было плохо, иногда сидя за кульманом, Сергей Павлович наступал мне на ногу и говорил: "Я из тебя выжму нужный вес"…

- После неожиданной смерти Королева его преемником стал Василий Мишин?

Владимир Бугров: Да. Я шесть лет работал под его руководством как ведущий конструктор по Л3. Убежден, что вряд ли кто-либо из известных руководителей смог бы справиться с огромным объемом работ лучше, чем он. У Мишина было особое преимущество: он двадцать лет подставлял свое плечо Королеву. Таким опытом не обладал никто.

Летом 1974 года на космодроме Байконур полным ходом шла подготовка к запуску на Луну советского лунного комплекса Л3 на ракете Н-1. На осень планировалась экспедиция на Луну в беспилотном варианте. Лунный орбитальный корабль прошел полный цикл наземной экспериментальной отработки, лунный посадочный корабль прошел летные испытания на орбите. Но осуществить намеченную экспедицию помешали исключительно межличностные отношения лидеров ракетно-космической техники. В результате подковерных интриг Мишина отстранили от должности. Глушко занял его место. Мы на Байконуре не поверили, когда до нас дошло, что решено прекратить все дальнейшие работы…

Зато появилась пресловутая "лунная гонка". Получается, что Королев, мечтавший о межпланетных полетах, добившись двух постановлений правительства с поручением разработки суперракеты и межпланетного корабля, забросил все и погнался за американцами на Луну. Нелепость! Но миф утвердился".

Роскосмос рассекретил документы о первой посадке на Луну
Легенды Космос История