На фестиваль привезли два десятка лошадей разных пород. В центре внимания были, конечно, тяжеловозы - владимирские и их ближайшие родственники, шотландские клейдесдали и французские першероны. Массивным, но грациозным коням достаточно сделать круг почета, чтобы вызвать восторженные восклицания у зрителей. А тут жеребцы, разыгравшись, и пускались галопом, и выписывали по полю фигуры.
Вдобавок наездницы оделись в эффектные исторические костюмы. Одни проскакали на тяжеловозах в мужском седле, распустив шлейфы по крупу. Другие - на прогулочных лошадях - показали женский стиль. Со стороны кажется, что дамы просто непринужденно сидят, свесив ноги налево. Но на деле всадницы должны постоянно балансировать, развернув плечи вперед и опираясь на рога седла только в определенных ситуациях.
- Я начала так ездить 12 лет назад, когда увлеклась военно-исторической реконструкцией наполеоновской эпохи. Надо было соответствовать, нельзя же одеться в стиле ампир и ехать в мужском седле, - рассказала одна из участниц шоу, член клуба любителей дамской верховой езды "Котильон" Наталья Корнилова из Москвы. - Пришлось искать на европейских барахолках и онлайн-витринах седла, перчатки, цилиндры по индивидуальным меркам…
В основном мы используем антикварные вещи. Те же старые седла лучше сбалансированы, кожа трескается меньше, чем у новоделов. В России рынка антикварной одежды практически нет, после революции и особенно Второй мировой войны вещей не осталось. А те, что есть, запредельно дорогие. За рубежом можно пойти на блошиный рынок или обменяться с коллекционерами, даже с учетом доставки получается не так накладно.
Вслед за девушками на поляну в Гавпосаде выехали столичные реконструкторы в форме гусар Изюмского и Александрийского полка. Отличались они цветом доломанов - красных у изюмцев и черных у александрийцев. Бравые мужчины и одна кавалерист-девица перестраивались в шеренгу, колено к колену, и в колонну по два (так удобнее ехать по разъезженным телегами колеям), на скаку рубили саблей кочаны капусты и мешки с сеном, отрабатывали укол в кольцо.
"Праздник русских традиций" в Гавриловом Посаде- Рядовых гусар не учили фехтованию, это было делом офицеров из дворянского сословия. Обычно рекрутам показывали самые простые удары: направо, налево, в пол-оборота направо и налево. И только при определенном мастерстве они могли выполнить более что-то сложное. Мы показали основные приемы ударов легкой саблей образца 1809 года, такими была вооружена основная масса русских кавалеристов в период войны с Наполеоном, - отметил ротмистр Изюмского полка Василий Чижов.
В течение дня гусары общались с гостями фестиваля в интерактивном "лагере 1812 года". А мастер-наездник из Струнино, шестикратный чемпион России Андрей Корчагин учил всех желающих запрягать лошадей парой и катал ребят в коляске, запряженной парой терпеливых першеронов. Отдали на фестивале должное и другим национальным традициям - от народных песен, плетения венков и набойки по ткани до непременного финального салюта.
"Праздник русских традиций" проводится в Ивановской области пятый год. Вместо обычного дня города, который мог бы быть интересен только местным жителям, в райцентре масштабно обыгрывают основные мотивы его истории так, чтобы привлечь туристов из соседних регионов.
Гаврилов Посад, который впервые был упомянут в летописи 590 лет назад и стал городом в 1789-м, издавна славился своими лошадьми. Первый в России государственный конезавод здесь основали еще при Иване Грозном. А при Екатерине II он получил большое по тем временам каменное здание в форме каре с круглым куполом над манежем. При Николае I завод закрыли, чтобы освободить денники для лошадей гусарского Ингерманландского полка. Он квартировал в городе в 1833-1842 годах. Прошло еще 45 лет, прежде чем в Гавпосаде возродили племенное хозяйство, основав Владимирскую государственную конюшню.
Долгое время она была одним из главных предприятий города. К слову, уроженцев Гавпосада вплоть до середины ХХ века нередко призывали именно в кавалерию или в обозные службы, поскольку они хорошо умели обращаться с лошадьми. Конезавод занимался выведением новой породы - для вспашки тяжелых почв и перевозки грузов требовались выносливые, сильные и смирные животные. Местных кобыл скрещивали с европейскими жеребцами - клейдесдалями, першеронами и шайрами. В ХХ веке к работе подключились другие племзаводы Владимирской области (к Ивановской Гавпосад отошел только в 1929-м), и наконец в 1946 году в реестр внесли владимирского тяжеловоза.
Эти высокие, до 175 сантиметров в холке, лошади на небольших расстояниях спокойно тянут грузы в несколько тонн. В советское время их использовали в армии, при восстановлении экономики после военной разрухи. Поставляли и на экспорт. Поголовье, однако было немногочисленным, а в наши дни и вовсе сократилось до минимума. Всего в мире насчитывается менее двух тысяч владимирских тяжеловозов.