Как пояснили в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, исследование провели заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии НовГУ Сергей Маленко и профессор кафедры Андрей Некита.
Они проанализировали фильм Дмитрия Дьяченко "Чебурашка", премьера которого состоялась в 2022 году. По их мнению, успех картины во многом связан с "возрождением массового очарования от советского прошлого и связанных с ним созидательных символов".
"Взрывной интерес представителей всех поколений к этой картине неразрывно связан со стремлением россиян к проверенным временем визуальным образам счастливой, спокойной и мирной жизни, - пишут исследователи.
С другой стороны, в стремлении преодолеть отчуждение и одиночество, которые являются главными внутренними вызовами для российского общества, посредством переживания советского опыта индивидуации, на котором формировались целые поколения, можно усмотреть действие мощного компенсационного механизма".
Фильм "Чебурашка"Сюда же ученые отнесли и еще одно важное качество, которое в сознании наших современников устойчиво ассоциируется с временами СССР. Речь идет о единстве, сплоченности и дружбе как ключевых социальных маркерах ушедшей эпохи.
"Не будет преувеличением сказать, что история и образ самого Чебурашки являются настоящим брендом этого периода, который хоть и получил неприглядное название "застойного", но, вместе с тем, достаточно гармонично сочетал в себе как экзистенциально-личные запросы обычного советского человека, так и политико-идеологические установки всего советского общества", - отмечают авторы работы.
Впервые история Эдуарда Успенского о Крокодиле Гене и его друзьях увидела свет в виде книги в 1966 году. В 1969 году Чебурашка стал главным героем мультфильма. Милый образ советского мультипликационного Чебурашки органично вобрал в себя всю неуклюжесть, угловатость, незащищенность и незнание маленького ребенка, внезапно оказавшегося в мире взрослых, отмечают ученые.
Почему зритель повалил на "Чебурашку"? Современный среднестатистический россиянин где-то очень глубоко в себе сохранил идею о том, что он каким-то немыслимым и непостижимым до конца образом в итоге сможет изменить и свою жизнь, и свое окружение по примеру маленького, беззащитного Чебурашки.
"Для этого ему только нужен был внешний толчок, визуальное вдохновение на то, чтобы эту мысль приблизить к границам своего осознания и понимания", - считают исследователи, объясняя феноменальный успех фильма о Чебурашке.