Дорога в Каракумах
В марте 1885 года выпускника Николаевской инженерной академии Дмитрия Хорвата отправляют в Туркестан, где впервые в мире развернулось строительство железной дороги в зоне подвижных песков. Молодому инженерному поручику выпало трудиться на самом сложном 240-километровом участке Закаспийской дороги от Мерва до Чарджуя. Более половины пути пролегало по пустыне Каракумы, и Хорвату впервые в истории этого края пришлось проводить работы по укреплению сыпучих песков. И всего за четыре месяца построить 2,5-километровый деревянный мост через многоводную Аму-Дарью.
Хорвату приходилось не только руководить строительством, но и выполнять работу десятника, путевого мастера и даже помощника машиниста паровоза. Не удивительно, что в итоге, он стал начальником построенной железной дороги.
Дорога до Владивостока
Летом 1885 года подполковник Хорват получает назначение на пост командира только что сформированного 1-го Уссурийского железнодорожного батальона на строительство конечного участка Великого Сибирского рельсового пути - от Хабаровска до Владивостока. Через два года Уссурийская железная дорога длиной 764 километра с 23 станциями и 7 разъездами была сдана в постоянную эксплуатацию.
Дорога в Китай
А 1 июля 1903 года Хорват получил назначение на должность управляющего только что построенной Китайско-Восточной железной дороги. За 15 лет работы он показал себя искусным администратором обширной полосы отчуждения дороги, где проживало 25 тысяч русских людей.
Современники описывали его так:
"Самый физический облик Хорвата как нельзя лучше гармонировал с его ролью стойкого защитника русских интересов на Дальнем Востоке. Высокий рост, богатырское сложение, лицо с крупными характерными чертами и столь популярная на всем Дальнем Востоке патриархальная борода, удивительно простое и ровное обращение со всеми без различия рангов и положений оставляли после первой же встречи с ним неизгладимое впечатление".
Во время русско-японской войны ярко проявились таланты Дмитрия Леонидовича как способнейшего военного и гражданского администратора. За первые десять военных месяцев стараниями Хорвата пропускная способность КВЖД, единственной коммуникационной линии на театре военных действий, увеличилась с семи до восемнадцати пар поездов в сутки. Дорога успешно работала по снабжению воюющей России в годы Первой мировой войны, став в этот период высокорентабельной. А с 1915 года доходы КВЖД стали стабильно превышать расходы на ее эксплуатацию. Быстрыми темпами росли новые города - Дальний, Маньчжурия, Харбин. Были построены больницы, школы, 20 железнодорожных училищ, действовали библиотеки.
При Хорвате выросли более 100 станций КВЖД. Причем на каждой станции работал свой буфет - и все они пользовались большой славой. Ведь в пассажирских поездах того времени не имелось вагонов-ресторанов, и пассажиры прекрасно знали, где что продают. Всем харбинцам было известно, что в буфете станции Дуйциньшань можно попробовать вкусные блинчатые пирожки, на станции Аньда - свежайшие молочные продукты, на Цицикар - сахарные арбузы, на Чжаланьтунь - удивительные борщи. На Яомынь покупали птичьи потроха - покупали мешками, а также кур, гусей, уток. Южная линия снабжала фруктами, Восточная - ягодами и отличным пивом. Во время инспекторских поездок Дмитрий Леонидович мог остановиться у любого дорожного мастера или артельного старосты, попить у него чаю, поговорить о жизни, расспросить про условия работы. Он убеждал рабочих КВЖД заводить свое хозяйство, покупать коров, выделял для них покосы, завозил племенных быков. При этом сам показывал пример, поскольку устроил под Харбином образцовую молочную ферму и состоял членом Маньчжурского сельскохозяйственного общества. И, как ни удивительно, был почетным председателем местного аэроклуба.
Дорога в революцию
После октябрьского переворота 1917 года в Харбине резко активизировались сторонники большевиков. В декабре Харбинский совет объявил себя единственной властью и прекратил полномочия Хорвата. Но уже через несколько дней по его просьбе в Харбин вступили китайские войска под командованием Чжан Цзолиня. Совет быстро разогнали, а пробольшевистским войсковым частям предъявили ультимативное требование в кратчайший срок выехать на территорию России.
Хорват вновь стал носителем высшей государственной власти в Маньчжурии.
В конце 1917 года Япония обратилась к нему с предложением объявить себя Президентом Дальневосточной республики, обещая помощь деньгами и оружием. Хорват всячески старался объединить все антибольшевистские силы. 9 июля 1918 года на станции Гродеково он объявил себя Верховным правителем России и отменил все декреты, законы и распоряжения, изданные большевиками. Главной целью Верховного правителя провозглашалось восстановление в стране твердого порядка и передача власти Учредительному собранию, которое и установит образ правления государства.
Звание Верховного правителя Хорват сложил с себя осенью 1918 года. А в начале 1920 года, после поражения колчаковских войск активная деятельность Д.Л. Хорвата в Белом движении завершилась. Он ушел в отставку. Китайское правительство предложило Хорвату переехать в Пекин и даже присвоило ему чисто номинальные звания "высокого советника Правления Общества КВЖД" и "почетного вице-председателя Особого комитета по делам КВЖД".
Последние годы жизни Хорват провел в большой нужде. Существовала семья на доходы от маленькой молочной фермы и уроков супруги Дмитрия Леонидовича художницы Камиллы Альбертовны - дочери известного российского архитектора и живописца Альберта Бенуа. Тем не менее, великий железнодорожник оставался признанным главой русской эмиграции в Китае.
Скончался Дмитрий Леонидович Хорват 16 мая 1937 года и был похоронен рядом с храмом Всех Святых Мучеников на территории Русской духовной миссии в Пекине.