Успенских соборов было два. Изначально храм возвели на месте, где в XII-XIII веках был культовый центр Москвы с кладбищем, в 1326-1327 годы, во времена великого князя Ивана Калиты. Но через полтора века в Москве произошло землетрясение, во время которого здание рухнуло.
Было решено выстроить на том же месте новый Успенский собор, по образцу одноименного храма во Владимире. Для этого в Москву пригласили 60-летнего итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти. Он был известен тем, что строил не только здания, мосты, крепости, но еще и отливал колокола. На родине его обвинили в незаконной чеканке монет (позже обвинение было снято), а потому он с воодушевлением принял предложение русского посла Семена Толбузина построить в русской столице храм.
В столицу итальянец Аристотель Фиораванти приехал с сыном Андреем и "паробком Петрушей" в марте 1475 года. Осмотрел руины, отметил, что кладка была гладкая, но "неклеевитая", и в итоге предложил применить совершенно новые для Руси технологии.
Фундамент сделали из забитых в землю дубовых свай, засыпанных битым камнем и залитых для крепости известью. Само здание возводили из обтесанных блоков белого камня и нового длинного и прочного кирпича (из него выложили своды и столпы, что значительно усилило прочность конструкции), применяли железные, а не дубовые связи для усиления здания. По сути это было первое здание в Москве, устойчивое к землетрясениям.
Фиораванти строил храм "в кружало да в правило" - с помощью циркуля, линейки, по точным расчетам. Все это значительно ускорило, а еще и удешевило процесс. После того, как был возведен фундамент, архитектор поехал во Владимир - изучить Успенский собор, который ему привели в пример. В проект итальянец внес изменения, которые сформировали неповторимый облик московского храма. Построил круглые столбы, не стал делить пятиглавый собор на небольшие пространства. Такого на Руси ранее никогда не было. В итоге внутри здания помещалось большое количество людей.
Реставрация Успенского собора Московского КремляВнешне собор выглядел так, будто вырезан из монолитного камня. "Бысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси", - писали летописцы. После завершения строительства в Успенском соборе перезахоронили гробницы московских митрополитов, которые на время строительства переносили в церковь Иоанна Лествичника.
12 августа 1479 года храм, в присутствии великого князя, торжественно освятил митрополит Геронтий. После этого история Успенского собора была богата на события. В 1498 Иван III короновал здесь великим князем своего внука Димитрия. В 1547 году в храме венчали на царство Ивана Грозного. В 1625 году сюда перенесли Ризу Господню, которую в дар царю Михаилу Феодоровичу прислал персидский шах Аббасом I. После этого в русской церкви появился посвященный святыне праздник.
После того, как столицу России перенесли в Санкт-Петербург, всех российских правителей, начиная с Петра II, все равно короновали в Успенском соборе. В 1812 году храм разграбила армия Наполеона. Из захоронений уцелела только гробница митрополита Ионы. Заново Успенский собор освятили 30 августа 1813 года.
Последняя служба в храме прошла на Пасху 1918 года. Это событие запечатлел на своей картине "Русь уходящая" художник Павел Корин. В следующий раз двери Успенского собора открыли лишь в 1955 году - уже как музея. С 1991 года храм входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Сейчас он имеет статус "Патриаршего": здесь проводятся отдельные праздничные богослужения.