Как рассказал историк Темур Мироманов, экспедиция стартовала от места начала газопровода "Сахалин - Хабаровский край - Владивосток": "Это направление станет основой для будущего мостового перехода". Ученые, в числе которых был член-корреспондент Российской Академии Архитектуры и строительных наук Сергей Кудрявцев, добрались до остатков вентиляционных шахт и подходов к тоннелю на материковой части и на острове Попова. Их строительство остановили в 1953 году.
- Здесь буро-взрывным способом прокладывали тоннель. До сих пор сохранились доски на земле. Ощущаешь, сколько здесь вложено труда, энергии людей, - пояснил Мироманов.
Внутри шахты были выложены тюбингами из чугуна (такие же использовали при строительстве метро). Также во время отлива можно увидеть остатки дамбы, которая соединяла мыс с Сахалином.
Изначально тоннель на Сахалин хотели строить еще в конце XIX века, после о нем заговорили в конце 20-х XX века. В 1950 году эту идею высказал Сталин, после чего появилось секретное постановление Совета министров СССР о строительстве железнодорожной ветки "Комсомольск-на-Амуре - Победино". Ее частью должен был стать подводный Сахалинский тоннель. Дорогу планировали ввести в эксплуатацию в конце 1955 года.
Работы шли на мысе Лазарева, на берегу Татарского пролива, отделяющего Сахалин от материка. О работах лично докладывали Сталину. В строительстве заняли заключенных из сибирских лагерей (в общей сложности, рассказывают, их было около шести тысяч), а также вольнонаемных жителей.
В тайгу пригнали много тяжелой техники и даже японский энергопоезд. В итоге было возведено 120 километров железной дороги, а на мысе Лазарева построили первые шурфы и начало входа в тоннель. Стройку остановили после смерти Сталина.
Следы незавершенных работ сохранились не только на материке, но еще и на Сахалине в районе мыса Погиби.
В настоящий момент прорабатывается проект строительства моста, который соединит материк и Сахалин. Этот объект включен в стратегическую программу развития транспортной системы России.