В Париже в то время находился ученый, химик-технолог Иосиф Гамель, который, по возвращению в Россию, сделал доклад об интересном изобретении. В октябре 1839 года инженер Франц Теремин сделал первый российский дагеротип - фотографию возведения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
"Октября 8-го, в Петербурге, г-н Теремин, подполковник Путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагеротип, в продолжение 25-ти минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60° широты, осенью, дагеротип не теряет своего действия", - писал тогда журнал "Сын отечества".
Машина под названием "Дагерротип", изобретенная Луи Дагером, продавалась в Москве в то время за 550 рублей ассигнациями. Подписки на нее (доставку из-за границы) принимал магазин братьев Беккерс на Кузнецком мосту.
В октябре в витрине были выставлены виды Москвы, сделанные с помощью дагеротипа. Также здесь принимали заказы на съемки - по 50 рублей за один вид.
Чтобы снимки выглядели более привлекательно, их разукрашивали в разные цвета, дорисовывали детали (например, идущих по улицам людей). На одном из самых известных дагеротипов, сохранившихся до наших дней, запечатлено начало строительства Большого Кремлевского дворца (автор Ноэль Леребруа, 1842 год).
Еще один известный фотоартефакт - круговая панорама Москвы 1867 года. Она хранится в архитектурном отделе Российской государственной библиотеки, имеет 7 метров в длину и состоит из 16 снимков. Панораму сняли со смотровой площадки храма Христа Спасителя. Это ценнейшие кадры: Москва второй половине XIX века, которую отстроили после пожара 1812 года.
Снимки имеют потрясающую по тем временам четкость. Видны все дома, начиная от Нескучного сада и до Бабьегородской плотины. Панораму издал московский предприниматель, краевед, банкир Николай Найденов. Именно он высказал инициативу составить масштабное историческое описание столицы для "сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов" и организовал фотосъемку всех церквей и монастырей города.
Этой работой занялась одна из самых известных фирм - "Шерер. Набгольц и К° в Москве", с которой сотрудничал императорский двор.
На рубеже XIX и XX веков фотография стоила очень дорого - стоимость одного снимка приравнивалась к цене коровы. Однако этим искусством увлекались многие известные россияне.
Например, писатель Серебряного века Леонид Андреев - мастер цветной фотографии применял первую в мире технологию получения цветного изображения - автохром. Снимал дорогостоящим "кодаком".
Также фотографией, но черно-белой, увлекался художник Борис Кустодиев. Он делал снимки не только для того, чтобы запечатлеть понравившиеся сюжеты, но и в качестве основы для своих картин - ловил свет, композицию.
Многие его фотографии стали знаковыми в историческом плане. Например, до нас не дошла картина "Базар в деревне". Но сохранился снимок, сделанный Кустодиевым в его мастерской: его супруга позирует на фоне живописного полотна, которое получило золотую медаль от Академии художеств.
Живописец много фотографировал во время поездки в женой по Волге летом 1903 года. А снимки, которые Кустодиев сделал во время путешествий за границу, стали вдохновением для многих картин, и в частности, "Парижский бульвар ночью".
Фотографии Сергея Прокудина-Горского