"Выставка, посвященная истории алтайского казачества в период с XVIII века до событий 1917 года, является символичным началом череды крупных мероприятий, которые нам предстоит провести в 2025-2026 годах, - сообщила Елена Егорова, директор Государственного архива Алтайского края.
- Мероприятия эти будут посвящены 250-летию со дня рождения изобретателя и организатора горнозаводского производства на Алтае Петра Козьмича Фролова и 300-летию начала горного производства на Алтае. А производство стало возможным в том числе благодаря казачеству. Казаки пришли сюда первыми, выполняя волю царя по расширению границ Российской империи. Как известно, первые казачьи отряды появились на Алтае в тридцатые годы XVIII века. Они охраняли здесь государственную границу, помогая заселять новые территории и развивать горнорудное производство".
По словам Елены Дмитриевны, подобных выставок они раньше не проводили. В экспозиции представлены документы Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, Алтайского горного правления, Управления Алтайского горного округа, Барнаульской горной конторы и Чарышского станичного земского правления. Многие документы представлены широкой публике впервые. Разделены они на два раздела.
Служили "доколе в силах"
"Раздел "Служили доколе в силах…" освещает некоторые моменты формирования Сибирского линейного казачьего войска, "ратную службу" казаков на защитных линиях в Сибири (караульная служба, защита крепостей, рудников и заводов) и участие в военных конфликтах в составе войск русской армии", - объясняет Дарья Полякова, куратор выставки, начальник отдела использования и публикации документов.
Название раздела взято из документов. В XVIII веке служба казаков не регламентировалась по возрасту и выслуге лет. Говорили: "Служить казаку доколе в силах". В документе 1768 года говорится, что казак Василий Колмогоров, находящийся в войсках с 1723 года, "по осмотру лекаря имеет в руках и ногах ломоту, всем корпусом слаб". Поэтому от казачьей службы отставлен и "отпущен на свое пропитание". Было казаку Колмогорову на тот момент 63 года…
Другой документ выставки касается казака Якова Каюкова, находившегося на службе 38 лет. В результате "конского боя" голова служивого была проломлена в нескольких местах, "имеет головную боль и шум", а левая нога в лодыжке вышиблена. И вообще 59-летний казак стал "всем корпусом слаб". Вывод: к продолжению службы не способен. В этих документах, которые отставники получали на руки (по сути, прообраз паспортов, говорит Полякова) предписывалось "оказывать казакам за службу их всяческие благодеяния".
Откуда в Сибири казаки взялись
Сибирское казачество формировалось из командированных казаков с Яика и Дона, а также приписных казаков из сибирских крестьян. Они составляли гарнизоны первых крепостей на Алтае, упоминание о них встречается во многих документах XVIII века. Представлены "доношение" Кузнецкой воеводской канцелярии о "пересмотре положенных в подушный оклад" всех драгунских, солдатских и казацких детей (1748 год), рапорт управляющего Колыванского завода о присылке казаков, служивших на линии крепостей, для поиска беглых (1760).
Вопросы укомплектования войска отражены в сообщениях генерал-майора Антона Скалона (1808 год) и генерал-лейтенанта Григория Глазенапа (1809, 1810) о причислении крестьян "в род казачьей службы". В ведомости 1847 гола о состоящих в границах Алтайского округа казачьих станицах приводится численность казаков. "Предписание" Алтайского горного правления (1831), приказы Сибирского казачьего войска (1892 и 1898 годы) раскрывают вопросы снаряжения и обмундирования, которым уделялось много внимания со стороны руководства.
А если не было войны
"В разделе "Казаки на льготе" документы показывают жизнь казаков вне "полевой службы": сопровождение чиновников, охрана золотых приисков и пресечение контрабанды, конвоирование заключенных, работа в канцелярии и в почтовой службе, сбор ясака, ведение своего хозяйства. В редких случаях казаки привлекались к работе на заводах для добычи руды или "других резонах", но только "при самой необходимой нужде" и отсутствии военной опасности. Но при этом из штата казаков их не выключали. Запрещалось использовать казачий труд "по личным нуждам".
Казачьи семьи на Алтае занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, меновой торговлей. Отличительной чертой казацкого общества была система общественного самоуправления в станицах. Казаки обладали высокой степенью самоорганизации и самообеспечения. В решении основной массы возникающих проблем станичники полагались на самих себя: строили дома и церкви, содержали в порядке мосты и дороги, заботились о стариках и сиротах.
Об этом, в частности, рассказывают "приговоры" станичного сбора Чарышской станицы об избрании опекуна над сиротой умершего казака (1900 год) и о выдаче беднейшим казакам пособия на обмундирование (1902). Части казаков пособие выдавалось безвозвратно, остальные должны были со временем вернуть деньги", - уточняет Дарья Полякова.
Грамоте обучались исправно
В конце XIX века в казачьих станицах большое внимание стали уделять обучению грамоте и образованию, о чем свидетельствуют "Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в станице Чарышской за 1897 году", "Обращение заведующего Чарышским училищем об оказании помощи в организации посещения детьми занятий (1898), "Прошение малолетка Степана Назарова о поступлении в Омскую медицинскую или Томскую ветеринарную школы" (1898). Среди документов, которые Назаров приложил к прошению, значится документ об оспопрививании, которое было обязательным.
"Работа школ в поселениях была постоянной заботой Войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска, - подчеркивает Дарья Анатольевна. - Сохранилось много различной отчетной документации. Например, в экспозиции есть документ о грамотности жителей поселка Яровского за 1902 год. Из 488 жителей только 102 человека были грамотными, из них всего три женщины. А в списке детей поселка Тулатинского, которые должны были посещать начальное училище, указано, почему некоторые из них не ходят в школу. Например, "отец заявил, что бестолкова", "нужна по хозяйству", "одежды и обуви нет", "по бедности".
В последних случаях следовали обращения к атаману об оказании помощи по организации посещения детьми занятий, в том числе "путем воздействия на родителей". В целом же уровень грамотности среди казаков всегда был на достаточно высоком уровне.
Храбрые и решительные
Храбрость и решительность казаков проявлялись даже в мирное время. В Представлениях Алтайского горного правления отложились свидетельства "подвигов человеколюбия" казачества. В 1851 году казаки Змеиногорского рудника Василий Воробьев и Егор Кривошеин спасли трех человек в январский мороз и буран.
Смельчаки могли отказаться от участия в спасательной экспедиции, как это сделали до этого несколько человек, но они решили ехать на поиски замерзавших. Спасатели сделали две ходки: сначала нашли и доставили в госпиталь взрослых, а потом разыскали почти полностью запорошенного снегом подростка возле стога сена.
За проявленное мужество Воробьев и Кривошеин получили от начальства горных заводов премии по 30 рублей. А в 1855 году урядник Петр Ермолаев и двое казаков помогли мещанину, провалившемуся в марте на тонком льду в весеннюю полынью. Было уже темно, многие слышали крики утопающего, но боязливо толпились на берегу, а урядник и казаки, прихватив фонарь, бросились спасать бедолагу.
В Госархиве подчеркивают, что особенностью возникновения Сибирского казачьего войска является то, что они изначально не были вольницей, как в Запорожье или на Дону. Речь шла о планомерном заселении сибирских земель служивыми людьми. У казаков была особая миссия - военно-хозяйственное освоение Алтая и защита новых рубежей государства. Именно казаки стали первопроходцами алтайских территорий. Они же и явились основателями первых крепостей.