26.08.2024 13:27
"Родина"

Кто поставил заводское дело на Урале, рассказали в Невьянске

Текст:  Анатолий Пристанский
В старинном уральском городке Невьянске, в России и за ее пределами больше известном своей наклонной башней, в примыкающем к ней здании музея открылась выставка, посвященная старообрядцам. Они, без преувеличения, сыграли большую роль в промышленном развитии горного края. 300 лет назад здешний чугуноплавильный и железоделательный завод стал флагманом металлургии Урала, а сам Невьянск - крупнейшим центром староверческих общин.
Старообрядцы Невьянского завода. / Невьянский государственный историко-архитектурный музей
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В XVIII веке среди населяющих территорию Среднего Урала (нынешних Пермского края и Свердловской области) численно преобладали приверженцы старообрядчества. Во-первых, сразу после раскола (реформа патриарха Никона) здесь нашли пристанище множество последователей изначальной канонической церкви. Из разных сословий, включая представителей высшей знати, военноначальников, попавших в опалу московских стрельцов. Близ рек вырастали скиты. Во-вторых, притоку раскольников способствовало бурное строительство горнорудных, литейных предприятий.

Заводское дело раскольников

На заводы, где формам вероисповедания работников не придавали значения, устремились староверы из Тульской, Московской, Нижегородской, Олонецкой (Карелия) губерний. К ним примкнули вологодские и вятские люди, поволжские кержаки, архангельские поморцы. Дмитрий Мамин-Сибиряк писал: "… все заводское дело на Урале поставлено раскольничьими руками, а лучшие мастера были выписаны из Тулы и Олонецких заводов, где старая вера процветала".

Невьянский завод, построенный по указу Петра I на рубеже XVII-XVIII столетий, первый чугун выдал уже в 1701 году. Через некоторое время запущена самая большая в мире домна, кратно превосходившая по производительности лучшие английские. В 20-годах XVIII века здесь выплавляли чугуна и железа больше, чем все казенные заводы Урала. С 1704 года предприятие в распоряжении Акинфия Демидова. Продолжая дело отца, он создает целую горнопромышленную отрасль, а управляет ею из Невьянска. Одно время Невьянск становится и резиденцией Гаврилы Семенова - видного лидера раскольников, одного из самых приближенных к Акинфию Никитичу людей.

Староверы, облеченные доверием предпринимателя и его администраторов, занимают главенствующие профессиональные позиции на Невьянском и многих других заводах. Они непосредственно участвуют в организации производства в роли мастеров, приказчиков, в обеспечении сырьем, оборудованием, провиантом, продажах продукции, привлекают новых работников из числа единомышленников. Демидов ценит их за ревностное отношение к труду, добросовестность, сметку.

В благодарность он всячески помогает общинам в религиозном и бытовом обустройстве в заводском поселке и его окрестностях. К примеру, Выговскому братству поморцев - в строительстве на озере Таватуй влиятельного монастыря, в последующем покровительствуя ему. Действуют домашние моленные, домовые училища. Их защищает "заводское начальство же", сетовали представители Екатеринбургского епископа … Староверы пытались удерживать свои позиции вплоть до Гражданской войны. Так, в декабре 1913 года в Невьянской старообрядческой школе обучалось 113 человек.

Заблудшие души не хотели "перевоспитываться"

Возвращение раскольников в официальную церковь давалось большими усилиями. Бодрые статистические рапорты по "перевоспитанию" заблудших душ вряд ли заслуживают доверия. Известный специалист по истории уральского старообрядчества Сергей Белобородов приводит красноречивые цифры секретаря Пермской духовной консистории Вруцевича, полученные тем в ходе дотошного просмотра метрических книг последней четверти XIX века. В одних лишь трех уездах количество раскольников превышало 250 тысяч человек, что, с укором констатировал сотрудник епархиального управления, в 4,5 раза больше, чем, согласно официальным отчетам, значилось во всей губернии…

/ Невьянский государственный историко-архитектурный музей

"В городе действуют Крестовоздвиженская старообрядческая часовня, основанная в восемнадцатом веке, Храм во имя Всемилостивого Спаса, первый камень в основание которого был заложен в 2006 году. Прихожан немало. Мои земляки чтят традиции. Так что старообрядчество для Невьянска - не завершившаяся когда-то история, а продолжающаяся", - подчеркивает заведующая отделом Невьянского государственного историко-архитектурного музея Юлия Суворова. Ее предки, также из староверов, стали работниками Невьянского завода в первые годы его строительства.

"На специализированной выставке в музее истории Невьянского края представлены экспонаты из нашего фонда: предметы культовой принадлежности - рукописные и старопечатные книги, иконы, меднолитые кресты, а также богослужебная утварь, традиционная мужская и женская одежда, предметы быта. Часть коллекции мы периодически демонстрируем на выездных выставках, как, к примеру, в прошлом году в резиденции губернатора области. Экспозиция привлекает туристов, историков, искусствоведов, религиоведов. Рядовые жители города, разумеется, тоже не прочь взглянуть. Только для них выставка - скорее не открытие, а возвращение во многом знакомый для них мир", - говорит Юлия.

Особого внимания заслуживает школа невьянской иконописи - яркое уникальное явление в истории православия и христианской культуры в целом, но это тема отдельного разговора.

/ Невьянский государственный историко-архитектурный музей
Судьбы