Всего в сборник включено 248 документов, хранящихся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в фондах Министерства экономики и прогнозирования СССР.
Последний был создан 1 апреля 1991 года на базе Госплана СССР. Его основной задачей было "осуществление совместно с республиками и во взаимодействии с другими экономическими органами управления комплексного социально-экономического анализа состояния и тенденций развития народного хозяйства".
То был период, когда Советский Союз завершал свое существование. Это породило множество проблем, о которых ранее никто не задумывался - как делить между бывшими советскими республиками наследие Советского Союза. Среди прочего остро встал и вопрос долгов.
"Одной из наиболее острых проблем экономического и связанного с ним политического развития СССР, сохранившейся в еще более затратной форме после его распада, стало усиление финансовой зависимости от иностранных государств, - пишет автор рецензии, д.и.н., профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Григорий Ланской.
Согласно представленным в сборнике документам, оно проявлялось как в форме кредитных задолженностей, так и в необходимости оплачивать импортируемую в возраставших масштабах сельскохозяйственную и промышленную продукцию".
Рецензент отмечает, что одним из главных стал вопрос о механизме и порядке погашения финансовых обязательств, причем интенсивность его обсуждения возрастала на протяжении всей второй половины 1991 года.
Судя по архивным документам, ситуация "накалилась" не сразу. Так, в начале 1991 года дискуссии были сосредоточены в основном на оплате стоимости импортируемого оборудования для различных производственных нужд.
Затем они переросли в сферу расходования и возвращения инвестиционных кредитов, которые были предоставлены советской стороне другими государствами. А в начале ноября 1991 года активно начал обсуждаться главный вопрос - кому достанутся обязательства по погашению внешнего долга Советского Союза?
Судя по всему, рассматривалось несколько вариантов, в том числе о субсидиарной ответственности, при которой каждая бывшая советская республика приняла бы на себя часть обязательств.
Например, в сборник включены предложения и. о. министра экономики и прогнозирования СССР Александра Трошина, поданные им в Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР.
Они касались порядка погашения внешнего долга, а в их основу закладывался принцип распределения финансовой задолженности между уже вышедшими или по-прежнему остававшимися в составе единого государства республиками.
Комитет сделал соответствующие поручения, а закончилось все заключением совместного меморандума, о сути которого можно судить по сохранившемуся ответу заместителя министра экономики и прогнозирования СССР Владимира Дурасова.
В меморандуме суверенные республики уполномочили "Внешэкономбанк СССР или его правопреемника на осуществление всех расчетов по обслуживанию внешнего долга СССР".
"В результате данного решения, принимавшегося в уже распадавшемся государстве, бремя ответственности за погашение финансовых задолженностей фактически возлагалось на Российскую Федерацию", - констатирует Григорий Ланской.
Выставка "Борис Ельцин и его время"