Раритетный документ хранится в фондах РГАНИ. Он представляет собой пространную записку, датированную 25 августа 1953 года. В то время ее автор, Александр Фадеев, занимал посты генерального секретаря и председателя правления Союза писателей СССР. Свою записку Фадеев направил в Президиум ЦК КПСС.
"Этот документ уникален во многих смыслах, - отмечают в РГАНИ. - Прежде всего, общий социокультурный контекст создания документа - это непростая ситуация, сложившаяся после смерти Иосифа Сталина в марте 1953 года".
Уже тогда, пусть медленно, но уже начинали пересматриваться принципы, устоявшиеся в сталинскую эпоху. Начался и пересмотр отношений партии и государства с представителями литературы и искусства.
"До исторического ХХ съезда КПСС оставалось почти три года, - говорят в архиве. - Однако во многих сферах практически сразу же после смерти Сталина начались дискуссии о необходимости изменений, обновлений, демократизации. Не стала исключением и сфера литературы и искусства, как наиболее чутко реагирующая на общественно-политические перемены".
Записка Александра Фадеева, довольно обласканного в эпоху Сталина, своей критической риторикой несколько удивляет исследователей. Его считают одним из проводников партийной линии в литературных кругах. Но в своей записке он описывает фактически плачевное состояние советской литературы и искусства.
Возможно, риторика Фадеева была связана с тем, что в октябре 1953 года должен был состояться очередной пленум правления Союза писателей СССР. Должно быть, Фадеев готовил программную речь, и часть предложений из нее заранее направил в партийное руководство.
"…в наши дни, когда уже так немного осталось до полувека существования социалистического строя в СССР, при наличии коммунистического руководства, при самой прогрессивной власти будто бы и есть только один Маяковский, а после него всеобщее "отставание"?" - таким вопросом задается Фадеев.
Далее в записке число вопросов только растет, причем они становятся все более острыми и даже покусывают партию и государство, которые чересчур "заопекали" работников культуры и искусства.
"Не отучаем ли мы их от самостоятельного мышления, от хозяйского отношения к их собственному делу, где они не только творцы, а и руководители, не приучаем ли мы их к боязливой оглядке на иных чиновников-функционеров, стоящих на неизмеримо более низком уровне, чем деятели искусств и литературы, но поставленных над ними своим положением в государственном аппарате? - пишет Фадеев и сам же отвечает:
Да, к великому сожалению, все эти и многие другие бюрократические извращения имеют место, и они-то являются главным тормозом в развитии советского искусства и литературы в наше великое время".
Как отмечают в РГАНИ, Фадеев, по сути, стал одним из тех, кто в послесталинскую эпоху положил начало дискуссии о свободе творчества. Причем он вышел далеко за рамки полномочий Союза писателей СССР, поскольку рассуждал также о состоянии кинематографа, театра и драматического искусства и музыки.
"Среди основных причин кризиса культуры генеральный секретарь Союза писателей СССР назвал главное: "попрание элементарных демократических прав" деятелей искусства и бюрократическое подчинение культуры чиновникам-функционерам", - говорят в РГАНИ.
Однако в конце записки Фадеев все же "выкрутился" при помощи тезиса о том, что "литература и искусство так тесно связаны с политикой, что прямая обязанность партийных органов непосредственно заниматься ими".
Похороны Сталина 6-9 марта 1953 года