Выбор Петра
Будущая императрица Елизавета Петровна родилась 18 (29) декабря 1709 года - накануне триумфального вступления в Москву победоносной русской армии, несколькими месяцами ранее разгромившей шведов под Полтавой. В итоге государственные торжества были перенесены на три дня. Царь Петр I решил сначала отпраздновать рождение дочери, а лишь затем - важную веху в истории государства Российского. Сфера частной жизни властно заявила о себе и на несколько дней потеснила сферу государственных интересов.
В этот краткий миг для царя его личная семейная радость оказалась важнее, чем судьбоносная Полтавская виктория.
Пройдет несколько лет - и маятник судьбы качнется в другую сторону. Выбирая между государственными интересами и собственным сыном, царевичем Алексеем Петровичем, Петр I предпочтет лишить царевича не только права престолонаследия, но и самой жизни, столь высокой ценой гарантировав необратимость проведенных в стране преобразований (Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871).
Обстоятельства Елизаветы
Обстоятельства времени и места рождения Елизаветы Петровны отразились на ее жизни и судьбе. "Тятя", "мама", "солдат" - таковы были первые слова, произнесенные девочкой, когда она начала говорить. Цесаревна в буквальном смысле слова купалась в любви и обожании всей гвардии и была чрезвычайно популярна в среде гвардейских солдат и офицеров. В ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна, унаследовавшая от отца решительность и смелость, прибыла в казарму гренадерской роты лейб-гвардии Преображенского полка, опираясь на безусловную поддержку которой произвела самый быстрый и самый бескровный захват государственной власти эпохи дворцовых переворотов.
Став императрицей, Елизавета Петровна провозгласила себя полковником всех гвардейских полков, с гордостью носила гвардейский мундир, рассматривала лейб-гвардию как свою большую семью и обожала надевать мужское платье во время придворных маскарадов (Георг Христоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743).
Государство превыше всего
В течение столетия после смерти Петра Великого и вплоть до конца Александровской эпохи "благородное сословие" безоговорочно признавало непреложное превосходство непогрешимых по определению государственных интересов над приземленными интересами собственной частной жизни. Поэтому даже скромное семейное торжество, запечатленное живописцем, невозможно представить себе без "расшитого и красивого" мундира, однозначно указывающего на служебный статус владельца.
На групповых семейных портретах мужчины обязательно облачены в парадный военный костюм, украшенный знаками отличия, - свидетельством заслуг портретируемого перед Империей, а женщины представлены как верные хранительницы домашнего очага (Василий Тропинин. Семейный портрет графов Морковых. 1813).
Превыше всего - личное
В царствование Николая I маятник качнулся в другую сторону. Люди сороковых годов, принадлежавшие не только к купечеству, но и к дворянству, стали живо интересоваться "насущным и полезным" (Евгений Баратынский). И тогда выяснилось, что майорский чин, дающий права потомственного дворянства, можно удачно конвертировать в солидное приданое, полученное вместе с рукой и сердцем дочери состоятельного купца (Павел Федотов. Сватовство майора. 1848).
Все глубже и глубже погружаясь с сферу собственных частных интересов, россияне все реже и реже задумывались об интересах государственных. "В недрах губерний, а главным образом в Москве, заметно увеличивается прослойка независимых людей, которые, отказавшись от государственной службы, сами управляют своими имениями, занимаются наукой, литературой; если они и просят о чем-либо правительство, то разве только оставить их в покое" (А.И. Герцен).
На семейных портретах этих независимых людей мы не увидим ни расшитых золотом или серебром мундиров, ни орденов и медалей. А забавная попытка отставного военного времен Николая I продемонстрировать членам семьи свою строевую выучку и не утраченную с годами воинскую стать - все это могло стать поводом лишь для сатирического обличения, но никак не для подражания или умиления (А.В. Устинов. Мирная марсомания, или Городничий, изображающий себя на параде. Конец 1840-х - начало 1850-х).
Поиски идеала
От эпохи Великих реформ и вплоть до начала Серебряного века мы видим все то же колебание маятника. "Век шествует путем своим железным" (Евгений Баратынский). Распадается связь времен. Возникает и укореняется новая российская проблема "отцов и детей" (Н.А. Ярошенко. Старое и молодое. 1881).
Политика властно вторгается в сферу частной жизни, наносит удар по семье и больно сказывается на судьбах ее членов, вовлеченных в революционное движение (И.Е. Репин. Не ждали. 1884-1888).
Власть, борясь с революционным движением, затрудняет "кухаркиным детям" доступ к образованию, что вызывает ряд неизбывных семейных драм (Д. Жуков. Провалился. 1885; А.М. Корин. Опять провалился. 1891).
Таинство брака все больше и больше начинает походить на не очень чистоплотную сделку (В.В. Пукирев. Неравный брак. 1862; В.В. Пукирев. Прием приданого в купеческой семье по росписи. 1873).
Распадается патриархальная крестьянская семья, долгое время воспринимавшаяся образованным обществом как незыблемая территория стабильности (Г.Г. Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861).
Разложение патриархальной семьи и быстрое вымывание семейных ценностей не происходит безболезненно и сопровождается жизненными драмами, которые мы наблюдаем у представителей всех сословий Российской империи (В.М. Максимов. Семейный раздел. 1876; Владимир Маковский Свёкор. 1888; Николай Неврев. Увещевание. 1893; Василий Бакшеев. Житейская проза. 1893).
И тогда живописцы обращают свой взор к допетровской Руси - в давно прошедшее прошлое, никак не связанное с настоящим, в котором и пытаются отыскать идеал семьи (Рябушкин, Константин Маковский). Первая мировая война и революция подводят черту под этими поисками.
Перезапуск маятника
После Октябрьской революции возникает не только новая семья, но фактически новая среда ее обитания - коммунальная квартира (Кузьма Петров-Водкин. Новоселье. 1937).
Маятник перезапускается и начинает привычное движение -
- как будто жизнь начнется снова,
- как будто будет свет и слава,
- удачный день и вдоволь хлеба,
- как будто жизнь качнется вправо,
- качнувшись влево.