Эпиграф к выставке - цитата из легендарного "Евгения Онегина": "И, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале". А главным вдохновением и своеобразной отправной точкой экспозиции стал давний символ музея - знаменитая работа кисти главного московского портретиста Василия Тропинина - "Девушка с горшком роз" (1850). Именно это полотно в 1971 году Феликс Вишневский представил первым гостям своего музея.
Попала в музей Тропинина эта картина не сразу. Изначально она находилась в Императорском собрании, в музее императора Александра III. Затем переехала в Государственный Русский музей и была отправлена на выставку в Воронцовский дворец в Алупке. Во время Великой Отечественной войны полотно было утеряно. И только в середине 1950-х Вишневский обнаружил картину в одном из московских антикварных магазинов на Арбате как работу неизвестного художника. Но чутье искусствоведа не подвело. Он почувствовал, что перед ним шедевр. Авторство картины было установлено благодаря дате - 1850 год - и подписи, которые Тропинин спрятал на орнаментальном поясе керамического горшка.
Также "Девушка с горшком роз" была выбрана для оформления знаменитых советских духов "Знакомый образ №3". Их оригинальный флакон и футляр представлены на выставке в витрине рядом с оригиналом полотна Тропинина. Вообще, серия духов "Знакомый образ" состояла из трех ароматов. И если на футляре "Знакомого образа" №3 - картина "Девушка с горшком роз", то на футляре №1 - "Неизвестная" кисти Ивана Крамского, а на №2 еще одна прекрасная работа Тропинина - "Кружевница". В советское время у дам серия пользовалась большой популярностью, а сегодня уже стала не просто "ароматом из серванта", а музейным экспонатом.
Экспозиция камерная - всего два небольших зала. Но быстро вы ее не пройдете, поскольку за каждой витриной скрыт целый кладезь обаятельных вещиц. В первом зале посетители смогут насладиться аксессуарами дореволюционной эпохи из коллекции Ирины Воробьевой. Здесь показаны редкие дорожные наборы для парфюма, душистые чернила, роскошные веера, элегантные сумочки, тончайшие перчатки, наборы чулок, сменные воротнички, шатлены - слово, безнадежно забытое в современном мире модниц, а в XIX его знали все. Шатленами называли поясные украшения в виде цепочки с зажимом, на которые крепились бальные книги, карандаши, кошельки и даже флакончики для духов. Шатлен могла себе позволить только очень обеспеченная дама.
Еще одной представленной на выставке яркой приметой женской моды XIX века стали щипцы для растяжки перчаток. Дамские перчатки - неотъемлемая часть женского гардероба того времени - были очень тугими. Поэтому, перед тем как их надевать, дамы использовали специальные щипцы из дерева, металла или слоновой кости, чтобы растянуть каждый пальчик перчатки.
Выставка "Знакомый образ №3" в музее ТропининаПредставленные в экспозиции предметы гардероба воссоздают облик горожанки позапрошлого столетия. А дополняют его множество подлинных флаконов фабрик "Брокар и Ко" и "А. Ралле и Ко".
Предприниматель французского происхождения Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар был самым известным парфюмером старой Москвы. Начал он свое дело в 1864 году с продажи детского мыла в виде зверюшек и букв. Также продавал популярное "Народное" мыло и "Банное". В историю парфюмерии Брокар вошел с одеколоном "Цветочный". На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года неизгладимое впечатление на публику произвел "брокаровский" фонтан, из которого вместо воды бил одеколон "Цветочный", и посетители могли наполнить ароматной жидкостью специальные бутылочки.
Брокар также изобрел душистые чернила. Их готовили на основе цветочной воды из роз, сирени, фиалок. Диковинный артефакт можно увидеть на выставке и представить себе, как романтические юные особы выбирали аромат чернил для написания любовного послания.
Еще один француз Альфонс Ралле прошел путь от изготовления свечей до высокой парфюмерии и в 1855 году был удостоен звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". Придуманные им ароматы получили профессиональные награды и нашли поклонников среди покупателей.
Парфюмерии, косметике и аксессуарам уже советского времени посвящен второй зал экспозиции. После 1917 года элегантная дама дореволюционной эпохи превратилась в ударницу и комсомолку. Все парфюмерные фабрики были национализированы. "Брокар и Ко" стала "Новой зарей", "Ралле и Ко" - "Свободой". А созданные в начале XX века, вероятнее всего, Августом Мишелем, парфюмером дома "Брокар и Ко", легендарные духи "Любимый букет императрицы" превратились в не менее легендарную "Красную Москву".
Наверняка все помнят самое известное появление этих духов на советском экране - эпизод в фильме "Покровские ворота". "Эти духи ты подаришь маме - она обожает "Красную Москву" -, с такими словами Рита вручает Костику красиво упакованный сверточек. Сами духи мы в кадре не видим, но если бы увидели, то это была бы "Красная Москва" в притертом флаконе с фигурной этикеткой. Именно в таком виде духи выпускались в 1956-57 годах, когда происходит действие фильма. А в 1982-м, когда Михаил Козаков снимал "Покровские ворота", "Красная Москва" выглядела уже иначе: красная с оранжевым коробка-пачка и флакон с прямоугольной этикеткой.
Но не только о "Красной Москве" мечтали советские модницы. Не меньшей популярностью пользовались ароматы "Красный мак" и "Манон", которые также представлены на выставке.
Впервые экспонируется парфюмерный набор "Евгений Онегин", который выпустила фабрика "Новая Заря" к 160-летию со дня рождения Пушкина. Посетителям выставки предоставлена уникальная возможность увидеть духи "Татьяна", "Ольга" и пудру "Поэзия". Тем более, что в 2024 году мы тоже отмечаем круглую "пушкинскую" дату - 225-летие со дня его рождения.
Экспозиция "Знакомый образ №3" объединяет все поколения. Бабушки и мамы с ностальгией вспомнят содержимое своих косметичек, а совсем юные посетители с интересом будут рассматривать диковинные предметы, о назначении которых они не всегда и догадываются.
Сегодня историческая наука все чаще обращается к истории эмоций. Поэтому выставки, подобные той, что вы увидите в музее Тропинина (Щетининский переулок, д. 10), актуальны как никогда. "Знакомый образ №3" - эстетически приятная, элегантная экспозиция, которая никого не сможет оставить равнодушным. Так что долго не раздумывайте и приходите ее посмотреть. Тем более, что продлится выставка еще только несколько дней.