Идея создания музея в театре у его директора Ольги Дикушиной появилась еще в 1995 года, когда она возглавила учреждение. Но состояние прежнего здания было столь удручающим, что под вопросом были сами спектакли, не то что создание выставочных пространств.
Однако мечта оказалась сильнее обстоятельств, и кукол из уходящих со сцены спектаклей уже тогда стали бережно сохранять. С переездом театра в новое здание, которое случилось накануне его 90-летия, работа над созданием, сначала концепции, а потом и самой экспозиции, закипела.
"Идея нашего музея в том, что мы не просто сохраняем для всех поколений детей историю спектаклей, мастеров и нашего театра в целом, но и рассказываем о создании кукол, их работе на сцене и, конечно, о мастерах, которые заняты в этом процессе, - поясняет Ольга Михайловна.
То, что театральная кукла может быть не просто действующим лицом, но и настоящим произведением искусства убеждаюсь уже на входе в зал, где представлены персонажи спектакля "Ашик Кериб" по одноименному произведению М.Ю. Лермонтова. Ювелирно сделанные полностью из дерева герои чудесным образом передают весь сонм переживаемых ими на сцене эмоций любви и горя. Таким образом, дерево в руках мастера само становится Лицом.
Впрочем, история кукольного процесса начинается еще до входа в основной зал. Коридоры, ведущие к нему, оформлены эскизами костюмов и декораций, которые по мере движения посетителей обрастают объемами, наполняются красками и смыслами. В этих музейных переходах собрана и история спектаклей, которые шли не только на самарской сцене, но с которыми театр гастролировал по всем континентам, включая Африку. В "послужном" списке театра - более 50 стран.
Самые возрастные экспонаты музея 1982 года рождения - это куклы к спектаклю "Машенька и Медведь". Их специально не стали реставрировать, чтобы передать колорит времени. Всего же в собрании - более 120 кукол. Они сидят на специальных тумбах, висят на стенах и потолках, примостились на полу и вполне себе комфортно живут в разместившемся в центре зала кукольном городе. Экспозицию планируют пополнять и обновлять.
Представленные в музее экспонаты отличаются не только по материалу, из которого они изготовлены (дерево, папье-маше, современные композитные составы), но и по механике управления: тростевые, планшетные, марионетки…. А вот привычные с детства перчаточные Петрушки остались сегодня разве что для ярмарок и балаганов, уступив место на сцене более современным моделям.
Почему такая популярность кукольных театров? На этот вопрос Ольга Дикушина отвечает уверенно: "Наш театр - синергия разных искусств. Если в обычной драме актер ограничен только своими жестами, мимикой и голосом, то здесь у него есть помощник - кукла, которую можно сделать совершенно любой, в том числе и технически".
В день открытия музея, который приурочили к началу нового учебного года, как один из подарков самарской детворе, здесь был настоящий аншлаг. Жаль, что помещение для комфортного просмотра и общения с куклами (все можно трогать и даже играть) способно вместить единовременно не более 10 человек. Так что расписание составляют на четверть вперед.
Самарский театр кукол переехал в отреставрированное, а по сути, новое здание с сохранением в нем исторического облика, в 2022 году. Он занял особняк 1900 года постройки, возведенный по проекту Михаила Квятковского в стиле модерн. До революции в нем располагался ресторан "Аквариум", в марте-ноябре 1917 года - Самарский комитет большевиков, а в сентябре 1922 года была создана первая в области пионерская дружина.
С 1930 года здание переименовали во Дворец детей и разместили в нем краевой ТЮЗ, театр кукол, детскую библиотеку. В пятидесятые годы в здании остался только ТЮЗ. После реставрации просторный особняк вновь вернули самым маленьким зрителям.