Публикацию документов в архиве приурочили к 95-летию со дня рождения Андрияна Николаева. На свет он появился 5 сентября 1929 года в чувашском селе Шоршелы.
Он входил в легендарный отряд первых космонавтов и стал летчиком-космонавтом № 3. В 1962 году Николаев совершил одиночный космический полет на корабле "Восток-3", который длился 4 суток, а в 1970 году вместе с Виталием Севостьяновым совершил парный полет продолжительностью 18 суток на корабле "Союз-9".
Фотографии космонавта Андрияна Николаева"Оба полета на момент их совершения были рекордными по продолжительности, - отмечают в РГАНТД. - В историю космонавтики и мировой медицины второй полет вошел, прежде всего, своим неожиданным результатом. После приземления у космонавтов резко ухудшилось состояние жизненно важных функций".
Архив фрагментарно процитировал два доклада Николаева, которые позволяют оценить, что же на самом деле испытывали в те годы космонавты. Первый из этих уникальных документов представляет собой доклад майора Николаева о полете на космическом корабле "Восток-3" 11-15 августа 1962 года".
В разделе "Медицинские наблюдения" он писал: "Основным вопросом, на который предстояло дать ответ во время полета, был вопрос о влиянии факторов космического полета и в частности невесомости на вестибулярный аппарат.
Работалось легко, все операции как в фиксированном, так и в отвязанном положении выполнялись свободно. Можно было бы летать еще не одни сутки".
В докладе о полете 1970 года он писал уже так: "Полет мы перенесли хорошо и, откровенно говоря, не ожидали, что после приземления появятся некоторые трудности обратного привыкания к условиям жизни на Земле. Было трудно подняться с кресла.
После открытия люка выбраться из спускаемого аппарата нам помогли товарищи из поисковой группы. После восемнадцати дней невесомости все тело стало тяжелым. <…> Сейчас мы чувствуем себя хорошо, вполне здоровы".
В целом, эти тезисы отражали официальную версию, предназначенную для широкой общественности. Хотя во втором докладе Николаев чуточку и приоткрыл правду о том, насколько тяжелые испытания выдались на долю космонавтов. Правда, неприятные ощущения описаны очень аккуратно.
Окончательно же завесу с тайны Николаев снял в 1995 году в интервью газете "Правда": "Было очень тяжело. Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели - стоять на ногах не могли. Сердце за 18 суток уменьшилось в объеме на 12 процентов.
Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой. Изменился состав крови. После нашего полета первоочередная задача ставилась - обеспечить на орбите физическую тренировку космонавтов".
"Космонавты не вставали с кроватей еще семь дней, - сообщает РГАНТД. - У Николаева фактически было предынфарктное состояние, за которым инфаркты все-таки последовали, но остались в тени побед. Полет длился рекордные 18 суток, а на восстановление здоровья космонавтов ушло почти 2 года".
С точки зрения медицины первые полеты прошли не совсем удачно, а проблемы с адаптацией после длительного пребывания в невесомости и вовсе получили название "эффект Николаева".
Однако полученный опыт даром не пропал - оперативно начали разрабатываться новые технологии и методики. Например, всего через год после второго полета Николаева был разработан нагрузочный костюм "Пингвин", который до сих пор применяется при реабилитации пациентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.