На церемонии открытия, которая сопровождалась торжественным богослужением у подножия колонны, присутствовали Николай I с семьей, дипломатический корпус, а также представители русской армии. После этого на площади состоялся военный парад, в котором приняли участие около ста тысяч человек, в том числе полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года. Для проведения парада специально был построен Желтый (сегодня Певческий) мост.
Так об этом событии вспоминал поэт Василий Жуковский: "...никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Вечером долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым".
Александровская колонна - это не просто красивый, величественный памятник в стиле ампир, но и гениальное инженерное сооружение, автором которого стал архитектор Огюст Монферран.
А начиналось все так: планируя пространство Дворцовой площади, знаменитый зодчий Карл Росси предполагал, что в ее центре нужно расположить памятник, который станет завершением архитектурного ансамбля площади.
В 1829 году открытый конкурс на монумент был объявлен самим императором Николаем I с формулировкой в память о "незабвенном брате". Огюст Монферран сначала предложил построить на Дворцовой грандиозный гранитный обелиск, но император проект отклонил. Тогда архитектор предложил установить на площади колонну, которая была бы выше Вандомской, воздвигнутой в Париже в честь побед Наполеона. А источником вдохновения для Монферрана стала знаменитая Колонна Траяна в Риме.
Строили Александровскую колонну на протяжении 5 лет - с 1829 по 1834 год. Ответственным за установку был назначен граф Юлий Литта. Он же, кстати, был и председателем "Комиссии о построении Исаакиевского собора".
Материал для основной части памятника - гранитного монолита - Огюст Монферран выбрал заранее, во время своей поездки в Финляндию. Его добыча и предварительная обработка производились в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Выборгом и Фридрихсгамом. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для пьедестала.
Затем заготовки надо было по воде переправить в Петербург, что было задачей не из легких. Для этого был построен специальный бот "Святой Николай", грузоподъемность которого составила более 1000 тонн. Сначала в столицу доставили пьедестал. А затем - колонну, которую на борт грузило 600 солдат. До Санкт-Петербурга "Святого Николая" буксировали два парохода.
На Дворцовой площади сначала установили постамент, в основание которого было забито 1250 свай длиной по шесть метров. Также Монферран приказал добавить в цемент водку и мыло, чтобы он дольше застывал и можно было легче двигать огромный камень, пока тот не займет нужное положение. А для подъема самой колонны известным ученым и инженером Августином Бетанкуром были сооружены леса и сложная колесная конструкция. Торжественный подъем состоялся в сентябре 1832 года и продолжался почти два часа силами 2000 солдат и 400 рабочих. Посмотреть на это действо на площади собралось более 10 тысяч человек, в том числе и иностранные гости. Николай I был восхищен успешным подъемом колонны и, по свидетельствам современников, даже воскликнул: "Монферран, вы себя обессмертили!"
Установка Александровской колонны в Санкт-ПетербургеПосле этого начались работы по отделке, шлифовке и полировке будущего памятника. Продолжались они еще два года. В итоге, пьедестал украсили изображение всевидящего ока, двуглавых орлов, а также бронзовые барельефы фигур Справедливости, Мудрости, Милосердия, Изобилия и воинских доспехов, которые, в аллегорической форме, прославляли победу русского оружия. А две крылатые девы держали надпись: "Александру I благодарная Россия". Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Огюст Монферран. По ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы - формы для отливки.
Венчала монумент почти пятиметровая фигура ангела, попирающего крестом змею. Это символизировало мир и покой, которые принесла в Европу Российская империя, когда одержала победу над наполеоновскими войсками. Скульптуру выполнил Борис Орловский, придав лицу ангела черты Александра I. Ангел, по задумке Монферрана, должен был быть золотым, но из-за спешки сделать его таким не успели. Кстати, после 1917 года скульптуре ангела пришлось нелегко. На праздники ее стали регулярно закрывать красным брезентовым колпаком или маскировать шарами, спускающимися с дирижабля. Говорят, что городскими властями даже обсуждался вопрос о замене фигуры ангела на рабочего или даже на гигантскую фигуру Ленина. Но все это, к счастью, оказалось не более чем слухами.
Декоративной бронзовой ограде вокруг колонны, разработанной по проекту Огюста Монферрана, повезло меньше: в 1930-е годы ее переплавили на патроны. А вот декоративные фонари у памятника появились только в 1876 году. Создал их архитектор, академик и профессор Императорской Академии художеств Карл Рахау.
Общая высота Александрийского столпа - 47,5 м. И это до сих пор самая высокая триумфальная колонна в мире, выполненная из цельного гранита. И третья по высоте среди всех монументальных колонн. Выше нее только Колонна Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарская (колонна Нельсона) в Лондоне. Александровская колонна получилась выше Вандомской, как и задумывал ее Монферран.
Еще одной интересной особенностью колонны общим весом более 700 тонн стало то, что она не была врыта в землю или укреплена на фундаменте, а держалась только за счет точного расчета и под действием собственной силы тяжести без дополнительных опор.
Поэтому петербуржцы довольно долго опасались, что вся эта конструкция может упасть и старались не приближаться к ней. Чтобы развеять страхи горожан, Огюст Монферран завел привычку прогуливаться со своей собачкой прямо под колонной. Так он поступал каждое утро и не изменил этой привычки до конца своих дней.
Во время Великой Отечественной войны Александровская колонна была укрыта не полностью, в отличие от коней Клодта с Аничкова моста или скульптур Летнего сада. Поэтому и фигура ангела, и сама колонна были повреждены осколками снарядов. Более 50 осколков было изъято в ходе одной из последних реставраций.
Но главным врагом Александровской колонны стали не большевики, не время и даже не война. Наибольший ущерб памятнику нанесла дождливая петербургская погода. В 1991 году, при детальном осмотре промышленными альпинистами, которым впервые в истории петербургской реставрационной школы удалось высадиться на вершине колонны, выяснилось, что внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось почти 3 тонны воды. Убрать ее и не допустить скопления в будущем - это были главные задачи, поставленные тогда перед реставраторами. Было непросто. Работы проводились в основном в зимнее время и на большой высоте без демонтажа скульптуры. В итоге, была создана полноценная дренажная система памятника.
Так что Александровская колонна - архитектурная доминанта Дворцовой площади и один из главных символов Северной столицы - продолжает восхищать и петербуржцев, и гостей города.