Сами картины транспортировать дорого и сложно. Но тут была еще одна причина, почему на Волге продемонстрировали лишь репродукции. Дело в том, что далеко не все подлинники хранятся сейчас в ДНР. Многие полотна находятся в Перу. И обнаружили их там только в прошлом году.
Предыстория такова. В 1973 году киевское Общество дружбы и культурных связей предложило донецким графикам создать серию гравюр, посвященных Великой Отечественной войне. Собралась группа из 11 мастеров. Они и сражались, и были в концлагерях и блокадном Ленинграде.
Это Владимир Шендель, Геннадий Жуков, Виктор Семисенко, Роман Ефименко и другие. Они создали альбом из 38 гравюр в разных техниках: линогравюра, литография, офорт. На них отражены различные эпизоды от вторжения нацистов до падения.
Так, Валерий Матвиенко уделил внимание подвигу молодогвардейцев. Уже через месяц после начала войны юноши и девушки Краснодона ушли в подполье. Всего их было 110 человек. Многие несовершеннолетние, самому младшему было всего 14.
Темой своего произведения Федор Махонин выбрал знаменитый московский парад 7 ноября 1941 года. Это шествие имело большое значение для защитников советской столицы.
Григорий Домненко изобразил трагедию белорусской деревни Хатынь. Фашисты в марте 1943 года сожгли в сарае 149 жителей. Из них 75 - дети. Самому младшему, Толе Яскевичу, было семь недель.
Александр Москвичев нарисовал момент триумфа, когда 24 июня 1945 года советские солдаты бросали вражеские знамена к мавзолею. Он же показал освобождение Софии.
Редкий альбом есть лишь в нескольких музеях России. А о самих работах долго ничего известно не было.
"Спустя 50 лет нам поступило письмо из посольства России в Перу, что в университете святого Марка в Лиме находятся работы, чье авторство приписывают художникам из Донецка. Не знаем ли мы этих авторов? Мы поняли, что это работы, которые давно разыскивают. В нашей коллекции из 38 есть лишь 18. В 2023 году в Лиме открылась выставка. И нам захотелось показать недостающие работы нашим жителям, - говорит директор художественного музея "Арт-Донбасс" Екатерина Калиниченко. - Мы тогда подписали соглашение с университетом о предоставлении изображений".
Как гравюры попали в Южную Америку? А все то же киевское общество подарило их директору перуанского вуза Луису Гонсалесу-Мугабуру. А в музей Донецка часть работ передал один из авторов - народный художник Украины Владимир Шендель.
Работа выставки продлится до 31 октября. На ее открытии руководители "Арт-Донбасса" и музея-заповедника "Сталинградская битва" подписали соглашение о сотрудничестве. Так что можно ожидать новых совместных проектов.
"Я посещал их музей. У них рабочий день зачастую начинался с разбора завалов. И неоднократно были попадания в их здание за это долгое время. Сегодня мир изменился: Донецк и ДНР - это уже снова часть нашей большой страны. Сегодня они выстраивают мирную жизнь, хотя обстрелы не прекращаются, - сказал директор волгоградского музея Алексей Дементьев.
- В этих условиях люди живут на протяжении уже десяти лет, не теряют надежду, верят в будущее, любят свой родной город, восстанавливают его. Ценность представляет уже тот факт, что у них появляется возможность выезжать в регионы Российской Федерации, показывать копии произведений из их запасников. Я хочу пожелать им, чтобы как можно быстрее воцарился мир на многострадальной донецкой земле".