Нарядное и нежное платье для императрицы было выполнено из белого тюля на атласном кремовом чехле.
"Лиф декольте и пояс украшены золотым галуном и аппликацией из парчи, пришитой серебряной нитью с блестками. Юбка - расклешенная, с большим шлейфом", - отметили в Эрмитаже.
Невесомость и легкость наряду придавали подрукавники и воланы по подолу из плиссированного шифона.
Чтобы добавить наряду изяществу, модельеры декорировали его синелью - шнурком с бархатистым ворсом, а также расшили платье большим количеством блесток. Последние и являются той самой необыкновенной деталью. Дело в том, что в те времена блестки (или пайетки) делали либо из металла, либо из желатина. Натуральный загуститель накладывал определенные ограничения - в украшенной с его помощью одежде нельзя было попадать под дождь, иначе бы они попросту растворились.
Впрочем, и надежность блесток из металла была под большим вопросом. В платье императрицы использовались как раз такие. Модельеры предупреждали, что гулять в таком наряде под дождем также не стоит - пайетки могли начать окисляться и оставлять ржавчину.
Учитывали эти нюансы и реставраторы Эрмитажа, которые потом работали над сохранением старинных нарядов.
"Большинство блесток на предметах одежды из коллекции кропотливо пришиты реставраторами: каждая на свое место, благодаря тому, что ткань сохранила еле заметные следы на тех местах, где они раньше были", - рассказали в музее.
Специалисты добавили, что поражающие воображение наряды императриц отличались тем, что требовали большой "строгости в эксплуатации", что, скорее всего, разочаровало бы современных модниц.
Что касается императрицы Александры Федоровны, то современники характеризовали ее как обладательницу "классической красоты", которая, выбирая одежду, тяготела больше к простоте и вместе с тем отличилась "величественными манерами". Она приехала в Россию уже со своим стилем. Он сформировался при дворе королевы Великобритании - ее бабушки.
Из воспоминаний Г. И. Шавельского об Александре Федоровне: "Высокая и стройная, всегда серьезная, с постоянным оттенком глубокой грусти, с выступающими на лице красноватыми пятнами, которые свидетельствовали о ее нервно-повышенном состоянии, с ее красивыми и строгими чертами лица. Впервые видевшие ее восторгались ее величием, ежедневно наблюдавшие ее не могли отказать ей в редкой царственной красоте".
Николай II и Александра Федоровна. Фотографии семьи последнего российского императора