12.09.2024 08:49
"Родина"

Опубликовано фото платья императрицы с секретом

Текст:  Оксана Грибанова
Историки Эрмитажа рассказали об изготовлении наряда для Александры Федоровны. Туалет поражал современников своей роскошью и стилем, однако было одно важное условие - в таком платье нельзя было попадать под дождь.
Большинство блесток на предметах одежды из коллекции музея кропотливо пришиты реставраторами. / Эрмитаж
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Нарядное и нежное платье для императрицы было выполнено из белого тюля на атласном кремовом чехле.

"Лиф декольте и пояс украшены золотым галуном и аппликацией из парчи, пришитой серебряной нитью с блестками. Юбка - расклешенная, с большим шлейфом", - отметили в Эрмитаже.

Невесомость и легкость наряду придавали подрукавники и воланы по подолу из плиссированного шифона.

Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, Санкт-Петербург, 1900-1901 гг. / Эрмитаж

Чтобы добавить наряду изяществу, модельеры декорировали его синелью - шнурком с бархатистым ворсом, а также расшили платье большим количеством блесток. Последние и являются той самой необыкновенной деталью. Дело в том, что в те времена блестки (или пайетки) делали либо из металла, либо из желатина. Натуральный загуститель накладывал определенные ограничения - в украшенной с его помощью одежде нельзя было попадать под дождь, иначе бы они попросту растворились.

Впрочем, и надежность блесток из металла была под большим вопросом. В платье императрицы использовались как раз такие. Модельеры предупреждали, что гулять в таком наряде под дождем также не стоит - пайетки могли начать окисляться и оставлять ржавчину.

Учитывали эти нюансы и реставраторы Эрмитажа, которые потом работали над сохранением старинных нарядов.

"Большинство блесток на предметах одежды из коллекции кропотливо пришиты реставраторами: каждая на свое место, благодаря тому, что ткань сохранила еле заметные следы на тех местах, где они раньше были", - рассказали в музее.

Поразившее князя платье императрицы показали в Эрмитаже

Специалисты добавили, что поражающие воображение наряды императриц отличались тем, что требовали большой "строгости в эксплуатации", что, скорее всего, разочаровало бы современных модниц.

Что касается императрицы Александры Федоровны, то современники характеризовали ее как обладательницу "классической красоты", которая, выбирая одежду, тяготела больше к простоте и вместе с тем отличилась "величественными манерами". Она приехала в Россию уже со своим стилем. Он сформировался при дворе королевы Великобритании - ее бабушки.

Из воспоминаний Г. И. Шавельского об Александре Федоровне: "Высокая и стройная, всегда серьезная, с постоянным оттенком глубокой грусти, с выступающими на лице красноватыми пятнами, которые свидетельствовали о ее нервно-повышенном состоянии, с ее красивыми и строгими чертами лица. Впервые видевшие ее восторгались ее величием, ежедневно наблюдавшие ее не могли отказать ей в редкой царственной красоте".

Николай II и Александра Федоровна. Фотографии семьи последнего российского императора
Новости