В 60-70 годы художники-авангардисты были в СССР в опале. В 1962 году на их выставке в Манеже побывал Никита Хрущев, который назвал работы "мазней", выражался, по свидетельству очевидцев, нецензурно и потребовал, чтобы это безобразие прекратилось. Работы авангардистов совершенно не походили на то, что делали художники, творившие по разрешенным в стране канонам.
После этого те, кто выходил за рамки соцреализма, с огромным трудом могли показать свои работы публике. Во всех московских ДК тогда была разнарядка с запретом на организацию подобных "самодеятельных" мероприятий.
Идея организовать экспозицию на открытом воздухе (прямого запрета на это не было) пришла в голову двум молодым художником, работавшим вместе - Виталию Комару и Александру Меламиду. Летом 1974 года они рассказали об этом своим знакомым, в числе которых был сын известного авангардиста Оскара Рабина.
Предложение было довольно смелым: раньше на столичных улицах свои картины (как правило, зарисовки из колхозных и рабочих будней) демонстрировали студенты-художники. Работы запрещенных авангардистов выставлять прежде не осмеливался никто.
Оскар Рабин согласился поддержать инициаторов выставки. Художники написали в Моссовет письмо с просьбой разрешить "осенний смотр картин на открытом воздухе". Пригласили публику, журналистов, в том числе, иностранных.
Изначально авангардисты хотели устроить показ на Красной площади, но затем выбрали более "скромное" место - пустырь в Беляево (сейчас здесь расположены выходы из станции метро "Коньково"), на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова. Планировали развернуть экспозицию всего на два часа, с 12.00 до 14.00.
Столичные власти официального запрета не дали - лишь рекомендовали не проводить выставку. 15 сентября в Беляево приехало около 20 художников со своими работами. Их поддерживали друзья и родственники, описывать события готовились журналисты зарубежных СМИ.
Выставка не проработала и нескольких минут. На пустырь заблаговременно пригнали машины и бульдозеры. Власти объяснили это тем, что на пустыре должны были провести субботник, а затем высадить саженцы деревьев. Сотрудниками, которые занимались благоустройством, оказались переодетые милиционеры.
Многие художники даже не успели достать свои картины. Участников выставки жестко разогнали (некоторых арестовали), картины поломали и растоптали. Факты, рассказанные очевидцами и вошедшие в историю: одному из журналистов выбили зуб его же фотоаппаратом, зацепившегося за ковш Оскара Рабина провезли через весь пустырь, а один из милиционеров заявил художникам, что стрелять их надо, "только патронов жалко".
Вот как вспоминал произошедшее представитель "второго русского авангарда", соорганизатор Бульдозерной выставки, художник Валентин Воробьев:
"Большую фанеру Комара и Меламида с изображением собаки Лайки и Солженицына неприятель разломал на дрова и подло бросил в костер. Правый и левый фланг, бросая искусство на милость погромщиков, с боями отступили на безопасный тротуар... Пестрая толпа зевак, разбившись на кучки, толкалась по грязному пустырю, громко обсуждая из ряда вон выходящее происшествие. Окончательной расчисткой поля боя занялись пожарники. За полчаса ледяного душа они сумели разогнать толпу артистов и зевак. Рать садовников и землекопов молча оседлала грузовики и скрылась за дремучим лесом. Остатки любопытных разбежались как крысы, ныряя в метро и в машины".
А Оскар Рабин рассказывал, что это был "политический акт против репрессивного режима, а не как художественное мероприятие. Я знал, что у нас будут неприятности, что нас могут арестовать, избить... Последние два дня перед событием были очень страшными, мы переживали за свою судьбу".
На следующий день в квартире другого соорганизатора, Александра Глезера, собрали пресс-конференцию для зарубежных журналистов. Это был международный скандал. "Нью-Йорк Таймс" опубликовала на первой полосе репортаж с выставки, иллюстрациями к которому были картины Комара и Меламида.
После этого отношение к авангардистам со стороны властей чуть "потеплело": им наконец разрешили показывать свои работы. Уже спустя две недели в Измайлово прошла выставка живописцев, представлявших неофициальное искусство СССР. За четыре часа ее посетили несколько тысяч зрителей. Белявский пустырь назвали "Сенатской площадью от мира искусства". Хотя многие авангардисты позже все же были вынуждены эмигрировать из Союза за рубеж.