16.09.2024 18:50
"Родина"

Один из старейших маяков Заполярья восстановили в Териберке

Текст:  Виктория Чернышева
Добровольцы завершили работу по обновлению Териберского маяка - одного из старейших в Заполярье. Как уточнили в правительстве Мурманской области, в ремонтных работах приняли участие более ста представителей двух десятков компаний и общественных организаций.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Старейший маяк Заполярья в Териберке - фото

За два месяца волонтеры использовали 22 тонны штукатурки и 300 килограммов краски. Работы проводились на площади 450 квадратных метров: с маяка сняли старую облицовку, восстановили кирпичную кладку и заменили окна. Фасад был укреплен армированной сеткой, после чего его оштукатурили, загрунтовали и покрасили. Добровольцам помогали 70 сотрудников Гидрографической службы Северного флота.

Навигационный объект обновили в рамках проекта "От родника до океана. Маяки", который был организован Единым волонтерским центром Мурманской области и поддержан Северным флотом ВМФ России. В прошлом году его участники облагородили маяк в Кашкаранцах на берегу Белого моря.

Как отметил начальник района гидрографической службы Северного флота, капитан второго ранга Александр Верх, ремонт Териберского маяка осложнялся тем, что он расположен в труднодоступном месте. Участников проекта привозили на маяк небольшими группами на катерах.

"Все сложности мы преодолели. Надеемся на продолжение сотрудничества", - отметил Верх.

На маяке, как знак благодарности неравнодушным людям, принявшим участие в проекте, сотрудники Гидрографической службы разместили памятную табличку. Также была выпущена серия памятных открыток с изображением обновленного маяка и фразой "Есть люди как маяки. Добрыми делами освещают путь другим".

Териберский маяк - один из самых известных в Мурманской области. Его установили на северо-западной оконечности каменистого полуострова, который отделяет Териберский залив от бассейна моря.

В 1893 году крейсер "Наездник" исследовал Мурманский берег по поручению Главного гидрографического управления для того, чтобы обеспечить круглогодичное судоходство рейсовых пароходов. Место для установки маяка на Териберском мысу выбрали командир и штурман "Наездника", проект разработала дирекция маяков Белого моря.

Навигационный объект заработал в 1896 году. Маяк состоял из железной ажурной семиметровой башни, рядом с которой располагалось техническое здание. Он светил на расстояние до 10 миль белым огнем с высоты в 37 метров от уровня моря. Также маяк оснастили туманной сиреной, установленной в отдельном деревянном здании, и туманной пушкой. На объекте работало 12 человек.

В 1925 году оптику маяка обновили, а в 1928-ом его решили полностью перестроить, но не успели до войны. В годы Великой Отечественной войны Териберский маяк работал в манипуляторном режиме - он обеспечивал проход Северных конвоев и транспортов, поддерживал действия военных судов Северного флота. Место, где он установлен, активно обстреливали, так что объект в буквальном смысле чудом пережил войну.

На затопленном на Вологодчине храме, который служил маяком, вновь зажгли свет

В конце 1960 года из-за халатности персонала маячно-техническое здание и все оборудование сгорело. В 1973 году на его месте установили двухэтажный объект с железобетонной 13-метровой башней. Последние 20 лет Териберский маяк не ремонтировали, он обветшал.

Новости