Изящный подарок - ответный дар ее матери, Екатерине I. Таким способом саксонский курфюрст выразил благодарность за белых медведей и песцов, которые императрица прислала для его зверинца.
Как рассказали в Русском музее, сервиз выполнен в стиле шинуазри - с использованием мотивов традиционного китайского искусства. Мода на экзотические страны, в особенности, восточные, в России и Европе ярко проявилась в XVIII веке. Именно тогда появился шинуазри - отдельная изобразительная ветвь в стиле рококо. За основу брали росписи китайского и мейсенского фарфора.
Мануфактура в Мейсене была основана в 1710 году и уже через 10 лет по дипломатическим каналам фарфоровые сервизы из Саксонии попадали к Императорскому Двору.
Сервиз изготовили в мастерских Херольдта и Функе на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Она была основана в 1710 году, а спустя десять лет ее изделия попали по дипломатическим каналам к Императорскому Двору. Саксонский посланник Пьер Ле Форт рассказывал, что сервиз пришелся по душе Елизавете Петровне.
В комплекте было шесть чайных, кофейных и шоколадных чашек, столько же блюдец, чайница (где хранили чай), чайник, кофейник, а также полоскательница, чтобы омывать чашки. В коллекцию Эрмитажа сервиз попал из Гофмаршальской части Зимнего дворца. Она входила в Министерство Императорского двора и отвечала за "довольствие". Во времена Елизаветы Петровны это была придворная контора, которая занималась императорским столом.
В Россию привозили фарфор с Востока, а также изделия мануфактур Мейсена и Вены. В 1744 году Елизавета Петровна основала Невскую порцелиновую мануфактуру - ныне это Императорский фарфоровый завод. Именно с него ведет отсчет история российского фарфора.
Выставка "Английский вкус императрицы" об англомании Екатерины II