О ее удивительной истории рассказал гендиректор музея-заповедника Михаил Шаромазов. Икона изначально находилась в иконостасе церкви Георгия Победоносца деревни Перхинская Вытегорского района. Сама церковь была построена в 1881 году. Последние сведения о деятельности церкви в документах относятся к 1919 году.
А вот в музей икону передал житель Санкт-Петербурга. Он рассказал, что его прабабушка при разорении церкви достала икону из огня, принесла домой и спрятала. Остались и следы пламени: при воздействии высокой температуры произошла деформация покрывного слоя, при которой олифа на иконе собралась очагами.
Лики Христа и Богородицы даже пытались разрубить, на обратной стороне видны следы от топора. На оборотной стороне иконы над верхней шпонкой есть надпись: "Икона Божией Матери"; под нижней шпонкой карандашом написано: "Алилу Алилуиа господи помилуй господи помилуй".
Переданный экспонат относится к "поздней" русской иконе XIX - начала ХХ веков. Сегодня такие иконы признаются самобытным явлением художественной культуры России.
Намоленную и спасенную икону разместили в открытом фондохранилище Вологодской башни музея, там поддерживается оптимальный для сохранности памятников температурно-влажностный режим. Кстати, на четырех ярусах башни представлены более тысячи икон XVI-XX столетий.