Несмотря на то, что ГТГ обладает внушительными коллекциями работ Малявина и Архипова, их персональных выставок в стенах музея до этого момента не проходило. Более того, во время подготовки выставки выяснилось, что у Абрама Архипова нет ни одного цветного современного альбома, где бы были представлены его произведения. "Поэтому мы с еще большим энтузиазмом начали заниматься нашим каталогом", - подчеркнула один из кураторов выставки Надежда Мусянкова.
Помимо собрания Третьяковской галереи, в состав экспозиции вошли произведения из Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, Государственного художественного музея Ханты-Мансийска, Нижегородского государственного художественного музея, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и не только.
Выставка "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Третьяковской галерееНа открытии выставки заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова отметила: "Мы не случайно объединили этих двух художников. Между ними есть и общие черты, и различия. Мы представляем на нашей выставке своего рода диалог. Малявин и Архипов оба родились в крестьянских многодетных семьях, оба рано проявили способности к рисованию. И даже свои самые известные картины оба создали в Рязанской губернии". Но главное, что объединило двух живописцев, это героини их полотен. И у Малявина, и у Архипова ими стали русские крестьянки.
В отличие от мастеров первой половины XIX века, таких, например, как Алексей Венецианов, представлявших крестьянок в исключительно идиллическом ключе, или художников-передвижников второй половины XIX века, вносивших в свои картины на тему крестьянства неизменный оттенок грусти, скорби и переживания за нищету и непосильный труд простых людей, Малявин и Архипов изображают на своих полотнах совершенно другой мир. В нем нет серых, коричневых тонов, нет персонажей, облаченных в бедные рубища. Наоборот, их героини пышут здоровьем, необычайно сильны, смеются, танцуют в праздничных, красочных одеждах.
Таков был "запрос" стремительно меняющейся эпохи - времени первой революции, Первой мировой войны, времени, когда "софиты" на сцене политической жизни страны наконец "подсветили" женщин. И, в первую очередь, тех, кто двумя босыми ногами прочно стоял на плодородной земле. Образ русской крестьянки стал в начале ХХ века ассоциироваться с образом исконной России. Малявину и Архипову удалось это не только почувствовать, но и блестяще отразить в своем творчестве.
Стоит только взглянуть на знаменитую работу Малявина "Вихрь" (1906): пять женщин крестьянок пляшут на лугу. Их не смущает внезапно налетевший порыв ветра, вздымающий подолы их цветастых сарафанов, надувающий пузырями рукава рубашек и играющий концами платков. "Вихрь" стал исходной точкой открывшейся экспозиции, своеобразным импульсом к отбору всех остальных произведений.
А отбор, кстати, производился довольно строго. Ведь кураторы выставки - Надежда Мусянкова и Екатерина Евсеева - прекрасно понимали, что экспозиция не должна превратится просто в индивидуальные выставки двух таких похожих, но и одновременно таких разных живописцев.
Филипп Малявин окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, участвовал в выставках объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников". А судьба Абрама Архипова была связана с Москвой. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников и Союза русских художников, развивал традиции русской реалистической школы.
На полотнах "Бабы" (1905), "Баба в желтом" (1903), "Девка" (1903) у экспрессивного Малявина крестьянки находятся в движении, будто готовы пуститься в пляс под народные наигрыши. У спокойного Архипова персонажи "дышат" ровно и в основном сидят. Вспомним такие его картины, как "Крестьянка в зеленом фартуке" (1929), "Крестьянка" (1916), "Девушка в малиновом" (1926). Главной особенностью произведений Архипова стала созерцательность, как тонко подметила второй куратор выставки Екатерина Евсеева.
Но есть один важный элемент в их творчестве, крепко объединяющий живописцев - это красный цвет. Причем самых разных оттенков: от густого вишневого и яркого алого до малинового и розового. (Кстати, непривычное, смелое сочетание красного и розового было излюбленным цветовым приемом Архипова.) Этот цвет доминирует на выставке. Он тяжелым театральным занавесом обрушивается на зрителя и погружает его в стихию красного. А зритель и рад погружаться.
На самом деле, красный цвет - один из самых сложных в живописи. Он всегда имел сакральное значение, ассоциировался, с одной стороны, с жизнью, солнцем, домашним очагом, а с другой - с пожаром, насилием и кровью. В этом и заключается амбивалентность красного. Это и символ власти, и символ революции, и символ трагедии, и символ безудержного веселья. Разные оттенки и коннотации красного в полной мере отразились на выставке. Малявин и Архипов, действительно, выступили адептами этого цвета.
Оригинально организовано само выставочное пространство. Экспозиция расположилась на двух этажах. Один из них посвящен Малявину, а другой Архипову. Но в центре зала Малявина по кругу расположены работы обоих художников. Как будто они встретились и пустились в невероятный живописный хоровод. Зритель же оказывается в его центре, и ему ничего не остается, как пуститься в одну из народных хороводных игр, так любимых нашими предками.
Закружиться в вихре сочных красок и колоритных образов этих двух несомненно талантливых художников можно будет вплоть до 16 февраля 2025 года. До этого числа продлится выставка "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.